Рабочая программа по кубановедению 2021

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ ГОРОД АБИНСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.Г.МИЛОВАТСОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08.2021 года протокол № 1
Председатель
_____________
Е.А.Сысоева
подпись, печать ОУ
Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По

_______кубановедению________________________________________
(указать предмет, курс)

Уровень образования (класс)начальное общее образование (1-4 классы)
Количество часов __135 часов_______
Учитель

____Саенко Лилия Васильевна

Рабочая программа составлена на основе авторской программы
«Кубановедение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений
Краснодарского края, ОИПЦ «Перспективы образования», 2014г, авторысоставители: Е.Н.Ерёменко, М.В.Мирук и др.

1

I Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования
должно обеспечиваться достижение обучающимися:
- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся
получил в ходе изучения края, традиций народов Кубани, значимых исторических событий;
- воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской,
проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти
предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний:
- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;
- об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях;
- о природных, климатических условиях Краснодарского края;
- об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе
Кубани.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося со взрослыми - учителями, родителями - как значимыми для него носителями
положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися
опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе
бережного отношения к историческому и культурному наследию.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, а также
взаимодействие с членами семьи, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в
которой ребёнок получает первое практическое применение приобретённых социальных знаний,
начинает их ценить.
Третий уровень результатов предусматривает:
- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края,
изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами;
- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного
учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают
воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения
являются знания о своей семье, школе, своём населённом пункте, о природе, которая
непосредственно окружает ребёнка;

2

- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и
ценности могут усваиваться ими в форме
отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района;
- на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной
социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и
школе.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется
последовательно, постепенно, путём наращивания объёма изучаемой информации за счёт
повышения уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала.
В ходе организации проектной исследовательской деятельности предполагается
ориентация на достижение личностных и метапредметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине — России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
2. Духовно-нравственное воспитание:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
3. Эстетическое воспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе
информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
5. Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным
профессиям.
6. Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе;
3

неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Формирование представлений о ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы,
активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской
деятельности;
- овладение различными видами поисковой деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе
исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения
результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания
родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района);
- активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными,
познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с
помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины
и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-,
видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;
- осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- аргументация своей точки зрения и оценка событий;
- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории,
культуре;
-освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани ( наблюдение, запись,
сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от
окружающих людей, в открытом информационном пространстве)/

К концу 1 класса учащиеся должны:
учащиеся должны знать/понимать
•

своё полное имя, имена и отчества своих родных, домашний адрес;

•
адрес школы, основные помещения школы, их предназначение и
месторасположение;
4

•

традиции своей школы;

•
улицы, расположенные вблизи школы и дома, безопасный путь из дома в школу и
обратно;
• основные учреждения культуры, образования, бытового обслуживания своего
населённого пункта;
•

основные достопримечательности родного населённого пункта;

•

профессии жителей своего города (села, станицы и др.);

• основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее
окружение);
учащиеся должны уметь
• выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для
жизни;
•

составлять рассказ-описание по картине, по увиденному;

•

находить географические объекты на карте-схеме;

•

реализовывать коллективный исследовательский или творческий проект.

К концу 2 класса учащиеся должны:
учащиеся должны знать/понимать
•

особенности времён года, характерные для своей местности;

•

особенности рельефа своей местности;

•

названия водоёмов, крупных населённых пунктов своей местности;

•
названия и отличительные признаки некоторых растений и животных своей
местности, правила защитников природы;
•

значение Красной книги Краснодарского края;

•

особенности труда и быта земляков;

•

родственные связи в семье, уклад семьи;

•

герб, флаг, гимн Краснодарского края;

•

кубанские песни, пословицы и поговорки;

•
основные правила поведения в общественных местах, в школе, на дорогах, у
водоёмов, в парке, в лесу;
• имена выдающихся людей своего района;
учащиеся должны уметь
• показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты,
свой населённый пункт;
•

рассказывать о достопримечательностях своего населённого пункта;
5

•
различать растения своей местности (травы, деревья, кустарники; лекарственные и
ядовитые растения);
• выполнять правила поведения во время исполнения гимна и поднятия флага, а также у
водоёмов, в лесу, в горах.
Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для
• поиска и обработки дополнительной информации о растительном и животном мире
Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани, и т. д.;
• планирования и реализации индивидуального проекта.

К концу 3 класса учащиеся должны:
учащиеся должны знать/понимать
• связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани;
• природные явления, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры
населения Краснодарского края;
•

формы земной поверхности края;

•

водоёмы края;

•
названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском
крае растений и животных;
•

историю возникновения своего населённого пункта, его названия;

•
герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города
(станицы), района;
• фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта, науки;
учащиеся должны уметь
• устанавливать связь между разнообразием растительного и животного мира и
природными условиями местности;
•

различать особо охраняемые растения и редких животных;

•

ориентироваться по физической карте Краснодарского края.

Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для
• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения
над особенностями труда и быта людей;
• выполнения правил поведения во время стихийных бедствий;
•

соблюдения правил сбора грибов в своей местности;

•

правильного поведения у водоёмов в разное время года;
6

•

бережного отношения к растениям и животным.

К концу 4 класса учащиеся должны:
учащиеся должны знать/понимать
•

природные зоны Краснодарского края;

•
различные виды карт Краснодарского края (физическая, административная,
историческая) и их отличительные особенности;
•

природные богатства родного края и их использование человеком;

•

символику Краснодарского края;

•

органы местного самоуправления;

•

даты важнейших событий в истории края, города (станицы, аула и др.);

• особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края;
•

достопримечательности края;

•
наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной
жизни Краснодарского края;
• особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края;
•

важнейшие экологические проблемы Краснодарского края;

•

заповедники и заказники на территории края;

•

фамилии и имена выдающихся деятелей Кубани;

учащиеся должны уметь
•

определять местоположение Краснодарского края на карте России;

•
определять хронологическую последовательность основных событий
(исторических, культурных, спортивных);
•

правильно называть памятники культуры и истории края;

•

исполнять гимн Краснодарского края.

Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для
• правильного поведения во время исполнения гимна России и гимна Краснодарского
края;
•

соблюдения изученных правил безопасного поведения;

•

исполнения народных песен;

•

выполнения исследовательских и творческих проектов.

2. Содержание учебного предмета
7

1 класса (33)
Введение. Мой родной край (1 час)
Раздел 1. Я и моя семья (8 часов)
Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности и увлечения
в нашей семье. Семейные традиции. Праздники,
которые мы отмечаем вместе Многонациональный состав жителей Кубани.
Кто я? Какой я? Ценность

семьи. Мой дом. Родная земля.

Раздел 2. Я и моя школа (7 часов)
Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой.
Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня.
Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Кто я? Какой я?
Наш класс- многонациональная семья.
Семейные традиции народов Кубани. Наша школа-дом, в котором уютно детям разных
народов

Творческий проект «Мы такие

разные, но так похожи».

Раздел 3. Я и мои родные места (9 часов)
Главный город Краснодарского края. Достопримечательности. Мой адрес. Улица, на
которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд
жителей моего населённого пункта. Труд моих родных. Исследовательский проект «Какой
я житель».
Раздел 4. Я и природа вокруг меня (8 часов)
Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о комнатных
растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Писатели,
художники о красоте родного края. Творческая мастерская «Милый сердцу уголок».
Раздел 5. Духовные истоки Кубани (4часа)
Семья. Родители. Родительская любовь и благословение . Любовь к ближнему.
Залог

успеха детей – послушание родителям и уважение старших. Выполнение заповеди

о семейных ценностей «Почитай отца и матерь твою…». Какой должна быть семья.
Значение слова «благословение». Традиции казачьей семьи. Понятие «традиция».
Православные традиции в казачьих семьях. Казачка – мать, хранительница домашнего
очага.
Наша школа.

Воскресная школа. Светские и православные традиции школы. Что

такое воскресная школа. Традиции воскресной и светской школы.
Достопримечательности духовные святыни моей малой Родины. Что такое
8

Духовные святыни. Святые места Кубани.

2 класс (34 ч.)
Введение. Символика района (города), в котором я живу. Земля отцов - моя земля.
Мы разные, но мы вместе. (1 час)
Раздел 1. Природа моей местности (13 часов)
Времена года на Кубани. Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть
1: «Уж небо осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности.
Водоёмы моей местности и их обитатели.

Правила поведения у водоёмов. Растительный мир моей местности. Лекарственные
растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. Ядовитые растения.
Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей местности.
Красная книга Краснодарского края. Правила защитников природы. Исследовательский
проект «Растения и животные в природе и жизни людей».
Раздел 2. Населённые пункты (7 часов)
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2:
«Зимушка-зима, зима снежная была». Мой родной город (станица, аул, хутор, село).
Улицы моего населённого пункта. История образования города (района). Глава города
(района). Населённые пункты Краснодарского края. Исследовательский проект «Где я
могу проводить свободное время».
Раздел 3. Труд и быт моих земляков (13 часов)
Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Особенности
казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Ремёсла на Кубани. Труженики
родной земли. Многообразие религий как единство народов.
Дом, в котором жили наши предки. Национальные особенности ремесел жителей
Кубани.
Праздник всех народов мира, внесших вклад в Великую Победу. Необходимость
воспитания взаимопомощи, коллективной ответственности за свои поступки.
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов моей
семьи. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. Семья и семейные традиции.
Творческий проект «Труд в моей семье». Годовой исследовательский проект сезонных
изменений. Часть 4: «Здравствуй, лето!».
Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4часа)
9

Родная земля. Родина. Поклонные кресты. Понятие «Родина», «Малая Родина». Что
такое поклонный крест. Традиция установления поклонных крестов на Кубани. Духовные
родники жизни. Религиозные традиции моих земляков. Источники духовного
становления человека храм, семья, книги, традиции и др.
Красный угол. Икона. Что такое «красный угол». Почитаемые иконы в православных
кубанских семьях. История написания семейных икон.
«Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя». Защита Родины –
священный долг. Подвиг во имя жизни других людей. Святые заступники Руси.
3 класс (34 ч.)
Введение. Изучаем родной край. (1 час)
Мир и согласие между народами – путь к процветанию нашей Родины.
Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей (9 часов)
Рельеф Краснодарского края. Природные явления и стихийные бедствия. Правила
безопасного поведения. Водоёмы Краснодарского края.
Растительный и животный мир Кубани. Кубань - территория здоровья Курорты
Краснодарского края. Спорт, туризм. Красота окружающего мира.
Тема родного края в творчестве талантливых людей.
Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (8 часов)
Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города. Историческая карта, история на
карте. Переселение казаков на Кубань. С верою в сердце. Символика Краснодарского
края: история и современность. Добрые соседи. Майкоп - столица Республики Адыгея.
Взаимопонимание и уважение как основа существования народов, проживающих в
родном крае Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего».
Раздел 3. Казачьему роду нет переводу (12 часов)
Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в твоей семье. Из истории
кубанских фамилий. Семейные ценности. Мама.
Приобщение к культуре и традициям предков - основа мира и согласия.
Фольклор и повседневная жизнь народов, населяющих Кубань
Твои земляки - труженики. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий
фольклор. Проектная работа «Казачьему роду нет переводу».
Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4часа)
Святые источники Кубани. Духовный смысл православных праздников. Крещение
Господне. Значение Крещения. Крещенские традиции. История возникновения святых
источников. Карта святых источников. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство.
Устройство храма и его значение. Особенности архитектуры, иконостас. Храмовые
традиции (престольный праздник, храмовая икона, памятные даты). Именины. Что такое
именины. День небесного покровителя. Святые. Традиции имянаречения. Мерные иконы.

10

Подвиг материнства. Любовь матери. Материнский труд, уважение к нему. Жизнь и
материнский подвиг Пресвятой Богородицы.

4 класс (34 ч.)
Введение. Краснодарский край на карте России
От семейных ценностей к культурно-региональной общности. (1 час)
Раздел 1. Береги землю родимую, как мать любимую (11 часов)
водоёмов в природе и жизни человека. Использование и охрана водоёмов. Типы почв.
Защита и охрана почв. Полезные ископаемые края, их использование. Значение
природных богатств Краснодарского края для жителей России. Проектная работа «Береги
землю родимую, как мать любимую».
Раздел 2. Земли отцов - мои земли (13 часов)
История Кубани в архитектуре. Жилища различных эпох. Вещественные исторические
источники. Вещи рассказывают о прошлом. Народные ремёсла и промыслы на Кубани.
Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Национальные костюмы народов,
населяющих Кубань Письменные источники. Устная история родного края. Обычаи и
традиции народов, живущих на Кубани. Традиционные праздники народов Кубани Города
и районы Краснодарского края. Екатеринодар - Краснодар. Краснодар административный центр края. Глава администрации края (губернатор). Проектная работа
«Земля отцов - моя земля».
Раздел 3. Жизнь дана на добрые дела (9 часов)
Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки гордость страны. Радетели земли кубанской. Наследники земли отцов. Проектная работа
«Жизнь дана на добрые дела».
Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4часа)
Библия. Библиотеки. Евангелие – главная книга казаков. Возникновение библиотек при
храмах и монастырях. Культурное наследие Кубани. Православные традиции в
музыкальных, художественных, литературных произведениях известных, талантливых
земляков. Музеи хранители материальной и духовной культуры. Духовные сокровища
краеведческих художественных музеев. Литературный музей г. Краснодара –
сокровищница старинных духовных и исторических книг. Я как хранитель духовного
наследия Кубани. 10 заповедей.

Таблица тематического распределения количества часов в 1 классе
Разделы, темы

Введение
Я и моя семья

Количество часов
Примерная
программа

Рабочая программа

1
7

1
7
11

Я и моя школа
Я и мои родные места
Я и природа вокруг меня
Духовные истоки Кубани
Итого

6
7
8
4
33

6
7
8
4
33

Таблица тематического распределения количества часов во 2 классе
Разделы, темы

Введение
Природа моей местности
Населённые пункты
Труд и быт моих земляков
Духовные истоки Кубани
Итого

Количество часов
Примерная
программа

Рабочая программа

1
12
6
11
4
34

1
12
6
11
4
34

Таблица тематического распределения количества часов в 3 классе
Разделы, темы

Введение
Нет в мире краше Родины нашей
Без прошлого нет настоящего.
Казачьему роду нет переводу.
Духовные истоки Кубани
Итого

Количество часов
Примерная
программа

Рабочая программа

1
10
8
12
4
34

1
10
8
12
4
34

Таблица тематического распределения количества часов в 4 классе
Разделы, темы

Введение
Береги землю родимую, как мать любимую.

Количество часов
Примерная
программа

Рабочая программа

1
9

1
9
12

Земля отцов - моя земля.
Жизнь дана на добрые дела
Духовные истоки Кубани
Итого

11
9
4
34

11
9
4
34

13

3.Тематическое планирование
1 КЛАСС 33 ч.

Содержание (разделы, темы)

Всего
часов

Введение

1

Мой родной край.

1

Я и моя семья

7

Будем знакомы! Кто я? Какой я?

1

Количество часов
ауд.
внеауд.

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные направления
воспитательной работы

1

Объяснять, что изучает
кубановедение.
Характеризовать понятие
«малая родина». Называть
край, район, в котором
проживает.

1,2

1

Называть своё имя
(полное, сокращённое,
уменьшительноласкательное), называть
имена родных,
одноклассников.
Описывать свой характер,
рассказывать о своей
мечте. Анализировать

2,5,6

способы разгадывания
ребусов. Составлять ребус
своего имени одним из
способов.
Любимые занятия.

2

2

Моя семья.

1

1

Обязанности и увлечения в нашей семье.

1

1

Составлять рассказ о своём
любимом занятии,
иллюстрировать рассказ
рисунком, фотографией,
видеозаписями.
Рассказывать о своём
участии в коллективных
занятиях, анализировать
правила взаимодействия во
время этих занятий.
Составлять рассказ о своей
семье, называть её членов,
описывать их. Изображать
свою семью. Рассказывать
о любимых совместных
занятиях, семейных играх.
Характеризовать понятия
«обязанность» и
«увлечение». Перечислять
домашние обязанности
членов своей семьи.
Рассказывать о домашней
работе, которую умеет
15

Семейные традиции. Праздники, которые
мы отмечаем вместе.

1

1

Творческий проект «Будем жить одной
семьёй».

1

1

выполнять.
Демонстрировать умение
пользоваться различными
инструментами,
предметами быта.
Составлять рассказ об
увлечениях в своей семье.
Характеризовать понятие
«традиция». Сопоставлять
семейные традиции с
временами года.
Рассказывать о любимом
семейном празднике.
Иллюстрировать рассказ
рисунком, фотографией.
Сопоставлять и сравнивать
традиции празднования
одного и того же праздника
в разных семьях.
Участвовать в
коллективном проекте.
Рассказывать о своей
работе, анализировать
качество выполнения
действий. Описывать
коллективный проект,
16

оценивать участие
каждого.
Я и моя школа

6

Наша школа. Правила поведения в школе.
Экскурсия

1

1

Знакомство со школой. Традиции нашей
школы.

1

1

Рассказывать о своей
1,2,3
школе. Называть отличия
различных видов школ
(спортивной, музыкальной,
воскресной и др.).
Рассказывать о школьных
принадлежностях,
классифицировать их,
анализировать способы
бережного отношения к
ним. Анализировать своё
поведение и других детей в
школе, сопоставлять с
нормами. Составлять
правила поведения во
время экскурсии по школе.
Ходить на экскурсию
вместе с одноклассниками.
По результатам экскурсии
записывать адрес школы,
отмечать различные
кабинеты и помещения,
объяснять их
17

Школьные поручения и обязанности. Мой
режим дня.

1

1

Мои одноклассники. Правила школьной
дружбы.

1

1

предназначение.
Обсуждать с
одноклассниками и
изображать символическое
обозначение своего
кабинета. Анализировать
своё поведение во время
экскурсии. Слушать
рассказ об истории своей
школы, её традициях.
Характеризовать понятие
«поручение».
Анализировать
деятельность в ходе
выполнения школьных
поручений. Оценивать свои
возможности и обосновывать своё желание
выполнять то или иное
поручение. Анализировать
учебное и свободное
время. Составлять режим
дня, сопоставлять свой
режим с нормами
здорового образа жизни.
Называть имена своих
одноклассников.
Характеризовать общие
18

Творческий проект «Мы такие разные, но
так похожи».

1

Я и мои родные места

7

Главный город Краснодарского края.

1

1

Достопримечательности.

1

1

1

интересы, совместные
занятия. Обсуждать с
одноклассниками правила
школьной дружбы.
Анализировать своё
поведение в соответствии с
этими правилами.
Объединяться в группы,
руководствуясь общими
интересами. Участвовать в
групповом проекте.
Определять свою часть
работы, анализировать
качество её выполнения.

Слушать рассказ о
Краснодаре. Рассказывать
о своих впечатлениях с
опорой на фотографии,
картины, рисунки.
Характеризовать понятие
«достопримечательность».
Рассказывать об известных
достопримечательностях
Краснодарского края и
своего района. Описывать
места отдыха своей семьи.

1,2

19

Мой адрес. Улица, на которой я живу.

Правила поведения в общественных
местах, на улице, в транспорте.

1

1

1

1

1

Участвовать в составлении
плана рассказа
«Достопримечательности
нашего населённого
пункта».
Называть свой адрес.
2,3
Описывать свою улицу,
опираясь на наблюдения,
иллюстративный материал.
Анализировать
4
опасности,
подстерегающие на
улице. Проговаривать
правила поведения
пешехода. Описывать
знаки дорожного
движения.
Классифицировать
различные виды
транспорта, описывать
их. Анализировать
правила поведения в
общественном
транспорте.
Сопоставлять своё
поведение с нормами.
Обсуждала правила
перехода через дорогу в
зависимости от вида
транспорта. Составлять
20

Труд жителей моего населённого пункта.
Труд моих родных.
Экскурсия

2

1

Исследовательский проект «Какой я
житель».

1

1

1

план безопасного
движения из дома в
школу и обратно.
Описывать труд людей
5
разных профессий.
Называть профессии
своих родных,
рассказывать об
особенности их
деятельности. Слушать
рассказы представителей
различных профессий.
Характеризовать
понятия
«индивидуальный» и
«коллективный» труд.
Обсуждать с
одноклассниками тему
бережного отношения к
чужому труду
Участвовать в групповом 4,5
проекте. Отвечать на
вопросы о своём
населённом пункте
(достопримечательности,
памятные места, парки и
пр.). Рассказывать, как
вести себя на улице, в
общественных местах, в
транспорте.
Анализировать работу
каждого участника
21

группы в соответствии с
поставленной целью.
Я и природа вокруг меня

8

Растения и животные вокруг меня.
меня. Что где растёт, кто где живёт.

2

Забота о комнатных растениях и домашних 1
животных.

1

1

1

Наблюдать во время
экскурсии за погодой,
растительным и
животным миром.
Составлять рассказ об
увиденном.
Анализировать правила
поведения во время
экскурсии на природу.
Сопоставлять своё
поведение с нормами.
Называть животных
своей местности.
Составлять сообщение
об одном из них,
иллюстрировать
повествование
рисунками,
фотографиями.
Рассказывать об
окружающих растениях,
классифицировать их.
Анализировать способы
заботливого отношения к
комнатным растениям и

2,3,5,6

22

Красота природы моей местности.
Экскурсия
Поэты, писатели, художники о красоте
родного края.

2

1

1

Творческая мастерская «Милый сердцу
уголок»

2

1

1

Духовные истоки Кубани
Семья. Родители. Родительская
любовь и благословение.

4
1

1

домашним животным.
Наблюдать за
деятельностью ветеринара
(или слушать рассказ).
Анализировать различные
способы описания красоты
природы родного края.
Сопоставлять свои
впечатления, мысли,
чувства с чужими.
Анализировать
произведения художников,
писателей, воспевающих
красоту родного края.
Выбирать для описания
(рисования,
фотоизображения и др.)
объект природы.
Анализировать его
достоинства. Использовать
средства выразительности
речи и пр. для передачи
своего отношения к
данному объекту.
Проявлять любовь к
ближнему, слушать
родителей и уважать

1,2,5

23

Традиции казачьей семьи.

1

1

Наша школа. Воскресная школа.
Светские и православные традиции
школы.

1

1

Достопримечательности. Духовные
святыни моей малой Родины.
малой Родины. Экскурсия

1

1

старших. Выполнять
заповеди о семейных
ценностях "Почитай отца
и матерь твою...". Знать
значение слова
"благословение".
Знать понятие
"традиция". Уметь
рассказать о
православных традициях
в казачьих семьях. Казак
- отец, глава семьи.
Казачка – мать,
хранительница
домашнего очага.
Знать, что такое
воскресная школа.
Традиции воскресной и
светской школы.
Понимать, что такое
духовные святыни,
святые места Кубани.

24

2 класс 34ч

Содержание (разделы, темы)

Всего
часов

Введение

1

Символика района (города), в котором я
живу.

1

Количество часов
ауд.
внеауд.

1

Основные виды
деятельности обучающихся
(на уровне универсальных
учебных действий)

Основные направления
воспитательной работы

Оценивать духовно1,2
нравственный смысл понятия
«малая родина»,
Характеризовать понятия
«гимн», «флаг», «герб».
Анализировать символику
своего района. Изображать или
делать аппликацию флага и
герба района.
Демонстрировать знание
правил поведения во время
слушания гимна. Совместно с
учителем и одноклассниками
составлять план экскурсии.
Анализировать задания
экскурсионного листа.
Фиксировать свои
наблюдения, сопоставлять с
наблюдениями
одноклассников.
25

Природа моей местности

12

Годовой исследовательский проект
сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо
осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности.

1

1

1

Анализировать сезонные
1,2,6,7
изменения в природе и жизни
человека. Перечислять дары
осени, классифицировать их и
описывать. Анализировать
картины художников,
составлять натюрморт из
фруктов и овощей, рисовать
его. Совместно с учителем и
одноклассниками составлять
план экскурсии.
Анализировать задания
экскурсионного листа.
Фиксировать свои
наблюдения, сопоставлять с
наблюдениями
одноклассников.
Характеризовать понятия:
«горная» и «равнинная» часть
Краснодарского края,
физическая карта
Краснодарского края,
условные обозначения.

26

Водоёмы моей местности и их обитатели. 2
Экскурсия
Правила поведения у водоёмов.

1

1

Перечислять названия
известных водоёмов,
описывать занятия людей у
водоёмов. Описывать Чёрное
и Азовское моря, сравнивать
их основные характеристики.
Показывать моря на карте.
Узнавать по описанию реку
Кубань, находить и называть
города, расположенные на её
берегах. Называть водоёмы
своей местности, составлять о
них рассказ по плану.
Анализировать правила
поведения у водоёмов.

Разнообразный растительный мир моей
местности. Экскурсия.

1

1

Перечислять названия
растений своей местности.
Классифицировать растения
на группы. Характеризовать
культурные и дикорастущие
растения. Описывать
растения различными
способами
(фактографическое описание,
поэтическое).
Иллюстрировать свой рассказ
фотографиями или
рисунками.

2

27

Лекарственные растения. Правила
сбора и использование лекарственных
растений.

1

1

Характеризовать понятие
«лекарственные растения».
Перечислять лекарственные
растения, произрастающие
на Кубани, анализировать
правила их сбора. Описывать
способы применения лекарственных растений.

Ядовитые растения. Первая помощь при 1
отравлении ядовитыми растениями.

1

Характеризовать понятие
«ядовитые растения».
Определять их основные
признаки. Перечислять
действия при оказании
первой помощи при
отравлении растениями.

Животный мир моей местности.

2

Перечислять названия
животных своей местности.
Классифицировать их.
Составлять рассказы о диких
и домашних животных, искать в энциклопедической
литературе необходимые
сведения о них. Анализировать
внешний вид и повадки
животных, опираясь на художественные произведения,
картины художников,
скульптурные произведения.
Составлять рассказ о своём

2

28

любимом животном, иллюстрируя рисунком или
фотографией. Анализировать,
какую пользу приносят
животные человеку.

Красная книга Краснодарского края.

1

Правила защитников природы. Экскурсия

1

Знать названия некоторых
растений и животных,
занесённых в Красную книгу
Краснодарского края.
Слушать рассказ учителя об
исчезающих животных и
растениях своего района.
Составлять сообщение об
одном из них, иллюстрируя
рассказ фотографиями и
рисунками.

1

1

Анализировать с
одноклассниками правила
защитников природы.
Рисовать (делать аппликации,
фотографии) условные
обозначения к данным
правилам в виде
запрещающих и
разрешающих знаков.
Размещать данные знаки в
районе своего дома и школы.
29

Исследовательский проект «Растения и
животные в природе и жизни людей».

1

Населённые пункты

6

Годовой исследовательский проект
сезонных изменений. Часть 2:
«Зимушка-зима, зима снежная была».
Мой родной город. Улицы моего
населённого пункта. Экскурсия

2

Планировать и выполнять
индивидуальный проект.
Анализировать значение
растений и животных в жизни
человека. Создавать рекламу
какому-либо изделию или
продукту.

1

1

1

Фиксировать наблюдения за
погодными условиями.
Перечислять признаки зимы,
описывать особенности
зимы в Краснодарском крае.
Анализировать зимние
занятия земляков. Изучать
произведения художников,
писателей о зиме. Называть
свой населённый пункт,
перечислять названия улиц.
Называть главную улицу.
Классифицировать названия
по различным признакам.
Называть фамилии людей, в
честь которых названы
улицы. Рассказывать об одном из них. Соотносить
различные учреждения
(образовательные,
спортивные, культурные) с их
местом расположения.

1,2,3,4

30

Выстраивать вместе с
учителем маршрут по улицам
своего населённого пункта.

История образования города (района).

1

1

Населённые пункты моего района.
Экскурсия

2

1

Слушать рассказ об истории
образования своего района,
фиксировать дату
образования, связанные с
этим события. Называть
главу района, описывать его
деятельность.
1

Характеризовать типы
населённых пунктов:
«район», «город», «станица»,
«село», «хутор», «аул».
Классифицировать
населённые пункты своего
района. Находить различные
типы населённых пунктов на
карте своего района, называть
их.

31

Исследовательский проект «Где я могу
проводить свободное время».

1

Труд и быт моих земляков

11

Казачья станица. Экскурсия Религиозные
традиции моих земляков.

2

1

Особенности

1

1

казачьего быта.

Участвовать в групповом
проекте, выбрав группу по
схожим интересам.
Описывать место свободного
времяпрепровождения, режим
работы, направленность.

1

1

Характеризовать понятия
«станица», «хата».
Перечислять материалы для
строительства хат на Кубани,
объяснять их выбор. Составлять рассказ о строительстве
турлучных и саманных хат.
Называть храмы, культовые
сооружения религиозных
конфессий своей местности.
Перечислять календарные
православные праздники,
составлять рассказ об одном
из них.

1,2,4,5

Перечислять и описывать
предметы казачьего быта.
Оценивать духовнонравственный смысл понятия
«кубанское гостеприимство».
Исполнять народную песню.
32

Составлять рецепт блюда
кубанской кухни.
Уклад кубанской семьи.

1

1

Характеризовать понятие
«кубанская семья».
Рассказывать о её традициях
и укладе. Составлять рассказ
о своей семье по плану,
иллюстрируя рисунком или
фотографией.

Ремёсла, распространённые в моём
районе.

1

1

Перечислять ремёсла,
распространённые в своей
местности. Составлять
рассказ об одном из предметов
быта, выполненном кубанскими мастерами.

Труженики родной земли.

1

1

Описывать виды
деятельности жителей своего
района. Перечислять
основные производства,
профессии своих земляков,
характеризовать их
деятельность. Перечислять
знаменитых земляков.
Определять понятие «Доска
почёта».

33

Годовой исследовательский проект
сезонных изменений. Часть3: «Ласточка
с весною в сени к нам летит». Профессии
и место работы членов семьи.

1

1

Фиксировать наблюдения за
погодными условиями.
Перечислять признаки весны,
описывать особенности
весны в Краснодарском крае.
Анализировать задания
экскурсионного листа.
Фиксировать свои
наблюдения, сопоставлять с
наблюдениями
одноклассников. Перечислять
предприятия, на которых
побывал во время экскурсии,
профессии людей,
работающих на этих
предприятиях, описывать
деятельность одного из них.
Анализировать занятия
земляков весной. Изучать
произведения художников,
писателей о весне.

Мои земляки в годы Великой
Отечественной войны.

1

1

Слушать рассказы о Великой
Отечественной войне.
Планировать беседу с
родными и близкими.

Семья и семейные традиции

1

1

Рассказывать о своей семье,
используя план.
Анализировать пословицы о
семье. Выбирать
34

стихотворения кубанских
поэтов о семье.
Творческий проект «Труд в моей семье»

1

1

Выполнять индивидуальный
проект. Планировать свои
действия, выполнять по
плану, корректировать,
анализировать и оценивать
полученные результаты.

Годовой исследовательский проект
сезонных изменений. Часть 4:
«Здравствуй, лето».

1

1

Анализировать изученные
темы, перечислять темы,
особо заинтересовавшие, а
также те, которые вызвали
затруднение. Ставить цели
изучения кубановедения на
следующий учебный год.
Планировать
самостоятельную экскурсию,
анализируя экскурсионный
лист.

Духовные истоки Кубани

4

Родная земля. Родина.
Поклонные
кресты.

1

1

Уметь объяснить понятие
1,2,5
"Родина", "малая Родина".
Что такое поклонный крест.
Традиции установления
поклонных крестов на
Кубани.
35

Духовные родники жизни.
Религиозные традиции
моих земляков.

1

1

Знать источники духовного
становления человека:
храм, семья, книги,
традиции .

Красный угол. Икона.

1

1

Знать, что такое «красный
угол». Иконы,
составляющие "красный
угол". Почитаемые иконы в
православных кубанских
семьях. Историю написания
семейных икон.

"Нет больше той любви,
чем жизнь отдать за други
своя"

1

Понимать, что защита
Родины - священный долг.
Рассказывать о подвигах во
имя жизни других людей, о
святых заступниках Руси.

1,2

36

3 класс 34ч
Содержание (разделы, темы)

Всего
часов

Введение

1

Изучаем родной край.

1

Нет в мире краше Родины нашей

10

Рельеф Краснодарского края:
возвышенности, низменности, равнины,
горы.

1

Природные явления и стихийные
бедствия

2

Количество часов
ауд.
внеауд.

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные направления
воспитательной работы

Называть свой край.
Рассказывать о том, что было
изучено. Знакомиться с
учебным пособием, с
условными обозначениями.
Составлять вопросы для
викторины.

1,2

1

Характеризовать рельеф
Краснодарского края.
Показывать на карте горную и
равнинную части
Краснодарского края.

1,2,3,4,5

2

Перечислять и
характеризовать природные
явления, характерные для
Краснодарского края.
Описывать одно их них.
Составлять календарь
народных примет.
37

Водоёмы Краснодарского края.

2

2

Растительность и животный мир
Кубани.Экскурсия

3

2

Перечислять и
характеризовать стихийные
бедствия. Обсуждать
безопасное поведение во
время стихийного бедствия.
Приводить примеры борьбы
земляков с последствиями
стихийных бедствий.
Перечислять типы водоёмов
(моря, реки, озёра, плавни,
лиманы), встречающиеся в
Краснодарском крае,
показывать их на карте.
Классифицировать водоёмы.
Составлять рассказ об одном
из них с опорой на план.
1

Описывать растительный и
животный мир с опорой на
карты-схемы. Сравнивать
растительность и животный
мир равнинной и горной
частей Краснодарского края.
Характеризовать понятие
«культурное растение»,
классифицировать культурные
растения. Составлять рассказ
об одном из них. Называть
грибы, распространённые на
территории Краснодарского
края. Рассказывать о правилах
сбора.
38

Кубань - территория здоровья.
Курорты Краснодарского края. Спорт,
туризм.

1

1

Перечислять и характеризовать
курорты Краснодарского края.
Показывать их на карте.
Составлять сообщение об
одном из курортов, используя
свои наблюдения,
информацию в средствах
массовой информации (в том
числе Интернет).

Красота окружающего мира:
талантливые люди о нашем крае.

1

1

Анализировать творчество
писателей, художников,
которые старались передать
красоту родного края.
Характеризовать понятие
«талант».

Без прошлого нет настоящего

9

Прошлое и настоящее. «Лента
времени».

2

2

Характеризовать понятие
«лента времени». Определять
последовательность
исторических событий,

1,2,5,7

39

фиксировать их на «ленте
времени».
Историческая карта, история на карте.
Древние города.

1

1

Историческая карта, история на карте.
Экскурсия. Переселение казаков на
Кубань.

2

1

Показывать на карте
местонахождение
древнегреческих городов
(Горгиппия и Гермонасса).
Фиксировать на «ленте
времени» годы их основания.
Описывать их, опираясь на
иллюстрацию, энциклопедический материал.
1

Показывать на карте путь
переселения казаков с опорой на
текст учебника. Описывать
переселение казаков по
представлению. Перечислять
названия первых станиц и
показывать их на карте.
Рассказывать историю
основания своего населённого
пункта. Чертить план (схему)
своего населённого пункта
(микрорайона, квартала, улицы),
используя условные
обозначения.

40

С верою в сердце.

1

1

Анализировать отличия
православного храма от
культовых сооружений иных
религий и других
архитектурных сооружений, .
Рассказывать о святом (или
православном празднике), во
имя которого освящён храм
(празднуется праздник) в своём
городе (районе).

Символика Краснодарского края.
История и современность.

1

1

Проанализировать
исторические факты, предметы,
традиции, отражённые в
символике края. Знать текст
гимна Краснодарского края,
правила поведения во время
исполнения гимна, поднятия и
спуска флага.

Добрые соседи. Майкоп -столица
Республики Адыгея.

1

1

Оценивать духовнонравственный смысл понятия
«дружба народов». Показывать
на карте Республику Адыгея и
её столицу. Описывать маршрут
из своего населённого пункта в
Майкоп. Фиксировать на «ленте
времени» год его основания, год
присоединения Адыгеи к
России. Называть государства и
субъекты РФ, с которыми
граничит Краснодарский край.
41

Без прошлого нет настоящего (проектная 1
работа).

1

Отвечать на вопросы,
выполнять задания,
подтверждая свои ответы
текстом учебника, своими
наблюдениями и
исследованиями. Планировать и
реализовывать проект «Лента
времени». Анализировать
картину художника,
высказывать своё мнение и
аргументировать его.

Казачьему роду нет переводу

10

Твоя родословная.

1

1

Составлять рассказ об истории
своей семьи с опорой на план.
Рисовать генеалогическое
дерево. Оформлять альбом
«Моя родословная».

Ты и твоё имя, имена в моей семье.

1

1

Рассказывать о своём имени, о
его значении. Слушать рассказы
одноклассников о
происхождении их имён.

1,2,3,4,5

42

Составлять календарь с
именинами родных и друзей.
Из истории кубанских фамилий.

1

1

Анализировать кубанские
фамилии, фамилии
одноклассников.
Классифицировать фамилии по
различным признакам.
Рассказывать о значении своей
фамилии по результатам опроса
родных, изучения словарей.
Делать записи в альбоме «Моя
родословная».

Мама.

1

1

Характеризовать понятия
«семейные ценности», «честь
семьи и рода» с этической точки
зрения. Описывать ситуации, в
которых выражаются семейные
ценности. Приводить примеры,
когда отстаивалась честь рода,
семьи, Родины. Используя
различные источники
информации (рассказы
взрослых, материалы СМИ и
пр.), составлять рассказ о
подвиге солдатских матерей
своего района, о матеряхгероинях. Составлять рассказ о
своей маме на основе беседы с
ней.
43

Твои земляки -труженики.

2

1

1

Анализировать и устанавливать
связь между природноклиматическими условиями
Краснодарского края и
занятиями его жителей.
Рассказывать об известных
людях труда - земляках,
опираясь на заметки в СМИ.
Сочинять сказку о культурных
растениях.

Кубанские умельцы. Экскурсия

2

1

1

Перечислять ремёсла,
распространённые на Кубани.
Составлять рекламу изделиям
народно-прикладного
искусства. Рассказать, какими
ремёслами владеют родные и
близкие.

Народные обычаи и традиции.

1

1

Характеризовать народные
обычаи и традиции.
Анализировать взаимосвязь
обычаев и традиций,
пришедших из глубины веков и
оставшихся в нашей жизни до
сегодняшних дней. Делать
записи в альбоме «Моя
родословная».

Казачий фольклор.

1

1

Перечислять основные виды
фольклора, распространённые
на Кубани. Подбирать примеры.
44

Рассказывать правила народной
игры. Делать записи в альбоме
«Моя родословная».
Духовные истоки Кубани

4

Святые источники Кубани

1

Храмы. Внутреннее и
внешнее устройство. Экскурсия

1

Именины.

1

Подвиг материнства.

1

1

1

Понимать духовный смысл
православных праздников.
Знать о крещении
Господнем, значении
крещения, крещенских
традициях, об истории
возникновения святых
источников, о карте святых
источников края.
Рассказывать об устройстве
храма, его значении,
особенностях архитектуры,
иконостасе, храмовых
традициях (престольный
праздник, храмовая икона,
памятные даты).
Знать, что такое именины,
день небесного покровителя.
Уметь рассказать о святых, о
традициях имянаречения, о
мерных иконах.
Ценить любовь матери,
материнский труд,
уважительное отношение к
нему. Уметь рассказать о
жизни и материнском

1,2,5

45

подвиге Пресвятой
Богородицы, о многодетной
семье.

4 класс 34ч

Содержание (разделы, темы)

Всего
часов

Введение

1

Мой край на карте России.

1

Береги землю родимую, как мать любимую

11

Количество часов
ауд.
внеауд.

Основные виды
деятельности обучающихся
(на уровне универсальных
учебных действий)

Основные направления
воспитательной работы

Определять
1,2
месторасположение
Краснодарского края по
отношению к другим
регионам, странам.
Определять регионы - соседей
Краснодарского края. Знать о
видах связи
(железнодорожной и
воздушной) с другими
регионами нашей страны.

46

Природные зоны Краснодарского края.

2

Кавказский биосферный заповедник.
Заказники.

1

Естественные и искусственные водоёмы
Краснодарского края. Использование и
охрана водоёмов.

2

1

1

Перечислять природные зоны
Краснодарского края (степи,
лесостепи, леса, субтропики,
субальпийские и альпийские
луга, вечные снега).
Описывать одну из них.
Выбирать способ
исследования и определять
природную зону своей
местности, составлять
рассказ о природной зоне
своей местности,
иллюстрируя его рисунками,
фотографиями.

2,4,6,7

Определять по карте
территорию Кавказского
биосферного заповедника.
Рассказать о заказниках и их
значении для жизни
животных. Анализировать
действия земляков по
сохранению лесных богатств
края.
1

1

Называть и показывать на
карте Краснодарского края
водоёмы. Анализировать их
роль в жизни людей
(перевозка людей и грузов,
ловля рыбы, разведение
птицы, отдых людей).
47

Определять пользу водоёмов.
Находить и обсуждать
причины, которые приводят к
загрязнению водоёмов.
Анализировать и определять
степень своего участия в
очистке водоёмов.
Типы почв. Защита и охрана почв.

1

1

Характеризовать основные
типы почв, распространённые
в Краснодарском крае.
Показывать территорию их
распространения на картесхеме. Собирать и
анализировать образцы почв.
Характеризовать
чернозёмные почвы, их
значение в жизни человека.
Характеризовать значение
почвы для человека, пользу,
которую приносят почвы
Краснодарского края стране.
Анализировать различные
меры, принимаемые в борьбе
с ветровой и водной эрозией
(в том числе лесополоса).
Составлять письменный
рассказ - заметку в газету об
охране и защите почв с
иллюстрациями.

48

Полезные ископаемые Краснодарского
края, их использование. Экскурсия

2

1

Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России.

1

1

Береги землю родимую, как мать
любимую (проектная работа).

2

1

Земля отцов - моя земля

13

1

Перечислять полезные
ископаемые и показывать их
местонахождение на карте
(нефть, газ, песок, глина,
мергель, гипс, известняк).
Описывать области
применения полезных
ископаемых. Показывать на
карте районы, где найдены
целебные источники и грязи.
Характеризовать понятие
«природные богатства».
Анализировать их значение
для жителей страны.
Объяснять необходимость
бережного отношения
человека к природным
богатствам.

1

Отвечать на вопросы,
выполнять задания,
подтверждая свои ответы
текстом учебника, своими
наблюдениями и
исследованиями. Планировать и реализовывать
проект «Книга для гостей
нашего края». Оформлять
выставку плакатов «Защитим
природу родного края».
49

Вещественные исторические источники.
История Кубани в архитектуре.

1

1

Исследовать и
1,2
характеризовать исторические
вещественные источники.
Анализировать архитектуру с
точки зрения вещественного
исторического источника.
Определять по карте
Краснодарского края стоянку
древнего человека. Описывать
старинные архитектурные
здания своего района,
рассказывать об одном из них.

Древние жилища. Современный облик
края.

1

1

Описывать жилища древнего
человека и современника,
сравнивать их.
Изготавливать макеты
жилищ, которые строили
люди в разные времена.
Делать записи в альбоме
«Моя родословная».

Вещи рассказывают о прошлом.
Предметы быта различных эпох.

1

1

Сопоставлять предметы быта 7
различных эпох, находить
отличия и сходства с
предметами кубанского быта.
Лепить образцы посуды различных времён. Представлять
современные вещи в качестве
данного вида источников для
будущих исследователей.

7

50

Народные ремёсла и промыслы на
Кубани.

1

1

Сопоставлять место
проживания, географические
особенности с видом
народно-прикладного
искусства,
распространённого в данной
местности. Составлять
вопросы для интервью с
народными умельцами.
Наблюдать за их работой и
описывать её.

Одежда жителей Кубани в прошлом и
настоящем.

1

1

Анализировать одежду
2,3
наших предков, сопоставлять
отдельные её части с
современными элементами.
Анализировать различные
национальные костюмы,
определяя черты их сходства
и различия. Делать записи в
альбоме «Моя родословная».

Письменные источники.

1

1

Исследовать и
характеризовать письменные
исторические источники.
Представлять современные
записи в качестве данного
вида источников в будущем.

5

7

51

Устная история родного края.

2

2

Определять, каким образом
отразились культурноисторические традиции в
устном народном творчестве.

Обычаи и традиции народов, живущих на
Кубани.

1

1

Планировать и реализовывать 2
проект «Мы - дети Кубани»
на основе изучения обычаев и
традиций народностей,
представители которых
живут в твоей местности и
учатся в данной школе.

Современная административная карта
Краснодарского края. Районы
Краснодарского края.

1

1

Перечислять районы
Краснодарского края,
выделять среди них
граничащие со своим
районом. Показывать их на
административной карте
Краснодарского края.
Составлять рассказ об одном
из районов.

5

Екатеринодар - Краснодар. Краснодар —
административный центр Краснодарского
края.

1

1

Рассказывать об истории
главного города
Краснодарского края, используя различные
исторические источники.
Характеризовать понятие

1,3

2,5

52

«административный центр».
Объяснять полномочия
губернатора, значение его
деятельности.
Земля отцов - моя земля (проектная
работа).

2

Жизнь дана на добрые дела

5

Просветители земли кубанской.

1

Защитники Отечества.

1

1

1

1

Отвечать на вопросы,
выполнять задания,
подтверждая свои ответы
текстом учебника, своими
наблюдениями и
исследованиями. Планировать и реализовывать
проект «Письменный
исторический источник».

1,2

Фиксировать на «ленте
времени» год основания
первой школы на Кубани.
Сопоставлять школьные
предметы, принадлежности,
особенности современной
школы и той, в которой
учились предки. Анализировать причины, изменившие
школу.

1,2

Перечислять и рассказывать о
героях Великой
Отечественной войны, тыла.
Планировать и

1,2

53

реализовывать проект
«Книга славы». Фиксировать
на «ленте времени» дату
освобождения своего
населённого пункта от
захватчиков.
Труженики полей.

1

Проектная работа
«Жизнь дана на
добрые дела».

2

Духовные истоки Кубани

4

1

2

Составлять рассказ о людях
труда. Анализировать
качества учёныхселекционеров позволивших
им добиться мировой
известности. Составлять
статью «Герои кубанских
полей» с опорой на СМИ,
рассказы очевидцев, свои
наблюдения.

1,2,5

Отвечать
на
вопросы, 1,2
выполнять
задания,
подтверждая свои ответь!
текстом учебника, своими
наблюдениями
и
исследованиями. Планировать
и
реализовывать
проект
«Письмо моим наследникам».

54

1

1

1

1

1

1

1

1

Библия. Библиотеки.

Культурное наследие Кубани.

Музеи-хранители
духовной культуры

материальной

Я как хранитель духовного наследия
Кубани. 10 заповедей

и

Знакомиться с Евангелием – 1,2
главной книгой казаков, с
возникновением
библиотек
при храмах
1,2
Классифицировать
музыкальные,
художественные
и
литературные произведения
известных
талантливых
земляков
.Описывать
старинные
архитектурные
здания
своего
района,
рассказывать об одном из
них.
Сопоставлять
предметы быта различных
эпох, находить отличия и
сходства
с
предметами
кубанского быта.

Различать и характеризовать 2,3
исторические вещественные
источники.
Знакомиться
духовными
сокровищами
краеведческих,
художественных музеев.
Осознавать
степень 2,3
ответственности за сохранение
культурно-исторического
наследия.

55

Таблица распределения практической части по предмету «Кубановедение»
Экскурсии
Проектная
работа
Итого

1 класс
4
3

2 класс
6
6

3 класс
2
3

4 класс
2
3

7

12

5

5

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей начальной школы
МБОУ СОШ №1
От 27.08 2021г. №1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________ /Лунева И.А../
_30 .08.2021 г

_______________Спольвинт Ю.И.

_____________/ Абеленцева Г.В./

56


Наверх

ПЛАН УВР на 2024-2025 учебный год

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
ПЛАН УВР ШКОЛЫ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».