РП по информатике 7-9 классы

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ ГОРОД АБИНСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.Г. МИЛОВАТСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНА
Решением педагогического совета
От 31.08.2022 года протокол № 1
Председатель
подпись

Казова Е.Н.
Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ 7–9 КЛАССОВ

Уровень образования (класс) БАЗОВЫЙ 7-9 класс
Количество часов – 102 часа; в неделю 1 час
Срок обучения (3 года)
Учитель: Акопджанов Арег Олегович

Абинск 2022 г.

1

Программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 7–9 классов

1 Пояснительная записка
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают
информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на
основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие
обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные
основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования
средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования
функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников,
но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для
повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и
структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение
возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для
школьников задач.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире;
искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию;
передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать,
реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин),
направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных
практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата,
осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент
курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ
практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из
других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов.
Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования
средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю
работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в
течение нескольких недель.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в основной школе
направлено на достижение следующих целей:
 освоение
знаний, составляющих основу научных представлений об информации,
информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
 овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и
других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать
собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами
ИКТ;
 воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения; избирательного отношения к полученной информации;

2



выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении
индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении
профессий, востребованных на рынке труда.

2 Планируемые результаты изучения информатики
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных,
метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в
образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного
учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой
уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты
потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания
базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона
ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний,
умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике
«Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными
мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в
повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
Раздел 1. Введение в информатику
Выпускник научится:
 декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
 оперировать единицами измерения количества информации;
 оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём
памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
 записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
 составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение
логического выражения; строить таблицы истинности;
 анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
 перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаковосимволической формы в другую, в том числе использовать графическое представление
(визуализацию) числовой информации;
 выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в
соответствии с поставленной задачей;
 строить простые информационные модели объектов и процессов из различных
предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм,
формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям
моделирования.
Выпускник получит возможность:
 углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации
как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и
их роли в современном мире;
 научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
 научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами
произвольного алфавита
 переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной
системы счисления в десятичную систему счисления;
 познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с
двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
3







научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их
преобразования с использованием основных свойств логических операций.
сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о
компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего
мира;
познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных
объектов и процессов
научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и
результаты, выявлять соотношения между ними.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Выпускник научится:
 понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать
предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств
алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность,
массовость;
 оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл»
(подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации;
переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блоксхеме и обратно);
 понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя»,
«система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой
исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
 исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой
команд;
 составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
 ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм,
обрабатывающий цепочки символов.
 исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
 исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
 понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром
или цикл с условием продолжения работы;
 определять значения переменных после исполнения простейших циклических
алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
 разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Выпускник получит возможность научиться:
 исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального
исполнителя с заданной системой команд;
 составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального
исполнителя с заданной системой команд;
 определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной
задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной
системой команд;
 подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся
результатом работы алгоритма;
 по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
 исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки
одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование
элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с
4




заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными
свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие
базовые алгоритмические конструкции;
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Выпускник научится:
 называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
 описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
 подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
 оперировать объектами файловой системы;
 применять основные правила создания текстовых документов;
 использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании
текстовых документов;
 использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;
 работать с формулами;
 визуализировать соотношения между числовыми величинами.
 осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
 основам организации и функционирования компьютерных сетей;
 составлять запросы для поиска информации в Интернете;
 использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.
Ученик получит возможность:
 научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы,
основных возможностях графического интерфейса и правилах организации
индивидуального информационного пространства;
 научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного
обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой
деятельности с применение средств информационных технологий;
 научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств
электронной таблицы;
 расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена
информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением
соответствующих правовых и этических норм, требований информационной
безопасности;
 научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в
Интернете, полученных по тем или иным запросам.
 познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности
источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.
п.);
 закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных
технологий;
 сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их
возможностей, технических и экономических ограничений.
3.Содержание учебного предмета
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7–9 классах
основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками
(разделами):
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в основной
школе может быть определена тремя укрупнёнными разделами:
5

 введение в информатику;
 алгоритмы и начала программирования;
 информационные и коммуникационные технологии.

Раздел 1. Введение в информатику
Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные
характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств
получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ
представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного
(цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность
двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от
0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная
арифметика.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский
стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов.
Представление о стандарте Юникод.
Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины,
фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной
информации.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства
и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы
измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации.
Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэшпамять). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации:
объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища
информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Скорость
передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных
системах связи.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка,
связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в
живой природе, обществе и технике.
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета,
процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование
моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание,
таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка
адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных
процессов и явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении
научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение
математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента,
анализ его результатов, уточнение модели.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое
отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
6

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители
(Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их
назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при
заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись
алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий:
ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие
вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые,
логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм
работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных
начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования
(Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи
основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных
алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – запись
программы – компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в
выбранной среде программирования.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная
память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по
состоянию на текущий период времени).
Программный принцип работы компьютера.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение,
прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования
программного обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню).
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме:
создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация
пользовательского интерфейса персонального компьютера.
Размер файла. Архивирование файлов.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка,
слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых
документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов,
проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер,
начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный
интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм,
формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные
указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа
над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа.
Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение
документа в различных текстовых форматах.
Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное
представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических
редакторов. Форматы графических файлов.
7

Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как
составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Звуковая и видео информация.
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и
смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке
(упорядочивании) данных.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами
данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка
данных.
Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет.
Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум,
телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина,
файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой
системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые
машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к
оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных
источников и в разные моменты времени и т.п.). Формальные подходы к доказательству
достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная
подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.
Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества.
Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования,
управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных
данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).
Основные этапы развития ИКТ.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной
информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная
профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования
компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия
(медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.
4.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Тема 1. Информация и
информационные процессы
(9 часов)

Информация.
Информационный
процесс. Субъективные характеристики
информации, зависящие от личности
получателя
информации
и
обстоятельств получения информации:
важность,
своевременность,
достоверность, актуальность и т.п.
Представление
информации.
Формы представления информации.
Язык
как
способ
представления
информации:
естественные
и
формальные языки. Алфавит, мощность
алфавита.
Кодирование
информации.
Универсальность
дискретного
(цифрового, в том числе двоичного)
кодирования.
Двоичный алфавит.
Двоичный код. Разрядность двоичного
кода. Связь длины (разрядности)
двоичного кода и количества кодовых
комбинаций.
Размер (длина) сообщения как
мера количества содержащейся в нём

8

Аналитическая деятельность:

оценивать информацию с позиции её
свойств
(актуальность,
достоверность, полнота и пр.);

приводить примеры кодирования с
использованием
различных
алфавитов, встречаются в жизни;

классифицировать информационные
процессы по принятому основанию;

выделять
информационную
составляющую
процессов
в
биологических,
технических
и
социальных системах;

анализировать отношения в живой
природе, технических и социальных
(школа, семья и пр.) системах с
позиций управления.
Практическая деятельность:

кодировать
и
декодировать
сообщения по известным правилам
кодирования;

определять количество различных

Тема 2. Компьютер как
универсальное устройство
обработки информации. (7
часов)

информации. Достоинства и недостатки
такого подхода. Другие подходы к
измерению количества информации.
Единицы
измерения
количества
информации.
Основные виды информационных
процессов: хранение, передача и
обработка
информации.
Примеры
информационных процессов в системах
различной природы; их роль в
современном мире.
Хранение информации. Носители
информации (бумажные, магнитные,
оптические,
флэш-память).
Качественные
и
количественные
характеристики современных носителей
информации:
объем
информации,
хранящейся на носителе; скорости
записи
и
чтения
информации.
Хранилища
информации.
Сетевое
хранение информации.
Передача информации. Источник,
информационный канал,
приёмник
информации.
Обработка
информации.
Обработка, связанная с получением
новой информации.
Обработка,
связанная с изменением формы, но не
изменяющая содержание информации.
Поиск информации.
Общее описание компьютера.
Программный
принцип
работы
компьютера.
Основные
компоненты
персонального компьютера (процессор,
оперативная и долговременная память,
устройства
ввода
и
вывода
информации), их функции и основные
характеристики (по состоянию на
текущий период времени).
Состав и функции программного
обеспечения: системное программное
обеспечение, прикладное программное
обеспечение,
системы
программирования.
Компьютерные
вирусы. Антивирусная профилактика.
Правовые нормы использования
программного обеспечения.
Файл. Типы файлов. Каталог
(директория). Файловая система.
Графический
пользовательский
интерфейс
(рабочий
стол,
окна,
диалоговые окна, меню). Оперирование
компьютерными
информационными
объектами в наглядно-графической
форме:
создание,
именование,
сохранение,
удаление
объектов,
организация
их
семейств.
Архивирование и разархивирование.
Гигиенические, эргономические и
технические
условия
безопасной
эксплуатации компьютера.

9






символов, которые могут быть
закодированы с помощью двоичного
кода
фиксированной
длины
(разрядности);
определять разрядность двоичного
кода, необходимого для кодирования
всех символов алфавита заданной
мощности;
оперировать с единицами измерения
количества информации (бит, байт,
килобайт, мегабайт, гигабайт);
оценивать
числовые
параметры
информационных процессов (объём
памяти, необходимой для хранения
информации; скорость передачи
информации,
пропускную
способность выбранного канала и
пр.).

Аналитическая деятельность:

анализировать компьютер с точки
зрения единства программных и
аппаратных средств;

анализировать
устройства
компьютера
с
точки
зрения
организации
процедур
ввода,
хранения, обработки, вывода и
передачи информации;

определять
программные
и
аппаратные средства, необходимые
для осуществления информационных
процессов при решении задач;

анализировать информацию (сигналы
о готовности и неполадке) при
включении компьютера;

определять основные характеристики
операционной системы;

планировать
собственное
информационное пространство.
Практическая деятельность:

получать
информацию
о
характеристиках компьютера;

оценивать
числовые
параметры
информационных процессов (объём
памяти, необходимой для хранения
информации; скорость передачи
информации,
пропускную
способность выбранного канала и
пр.);

выполнять основные операции с
файлами и папками;



Тема
3.
графической
(4 часа)

Обработка
информации

Тема
4.
Обработка
текстовой информации (9
часов)

Формирование изображения на
экране монитора.
Компьютерное
представление цвета.
Компьютерная
графика
(растровая,
векторная).
Интерфейс графических редакторов.
Форматы графических файлов.

Текстовые документы и их
структурные единицы (раздел, абзац,
строка, слово, символ). Технологии
создания
текстовых
документов.
Создание,
редактирование
и
форматирование текстовых документов
на
компьютере
Стилевое
форматирование.
Включение
в
текстовый документ списков, таблиц,
диаграмм, формул и
графических
объектов. Гипертекст. Создание ссылок:
сноски,
оглавления,
предметные
указатели. Коллективная работа над
документом. Примечания. Запись и
выделение изменений. Форматирование
страниц
документа.
Ориентация,
размеры страницы, величина полей.
Нумерация
страниц.
Колонтитулы.
Сохранение документа в различных
текстовых форматах.
Инструменты
распознавания
текстов и компьютерного перевода.
Компьютерное
представление
текстовой
информации.
Кодовые
таблицы. Американский стандартный

10

оперировать
компьютерными
информационными объектами в
наглядно-графической форме;

оценивать
размеры
файлов,
подготовленных с использованием
различных
устройств
ввода
информации в заданный интервал
времени
(клавиатура,
сканер,
микрофон,
фотокамера,
видеокамера);

использовать
программыархиваторы;

осуществлять защиту информации от
компьютерных вирусов помощью
антивирусных программ.
Аналитическая деятельность:

анализировать
пользовательский
интерфейс
используемого
программного средства;

определять условия и возможности
применения программного средства
для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных
программных
продуктах,
предназначенных
для
решения
одного класса задач.
Практическая деятельность:

определять код цвета в палитре RGB
в графическом редакторе;

создавать
и
редактировать
изображения
с
помощью
инструментов
растрового
графического редактора;

создавать
и
редактировать
изображения
с
помощью
инструментов
векторного
графического редактора.
Аналитическая деятельность:

анализировать
пользовательский
интерфейс
используемого
программного средства;

определять условия и возможности
применения программного средства
для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных
программных
продуктах,
предназначенных
для
решения
одного класса задач.
Практическая деятельность:

создавать
небольшие
текстовые
документы
посредством
квалифицированного клавиатурного
письма с использованием базовых
средств текстовых редакторов;

форматировать текстовые документы
(установка параметров страницы
документа;
форматирование
символов
и
абзацев;
вставка
колонтитулов и номеров страниц).

вставлять в документ формулы,
таблицы, списки, изображения;

код для обмена информацией, примеры
кодирования
букв
национальных
алфавитов. Представление о стандарте
Юникод.

Тема 5. Мультимедиа (5
часов)

Тема 6. Математические
основы информатики (14
часов)

Тема 7. Основы
алгоритмизации (10 часов)

Понятие технологии мультимедиа
и области её применения. Звук и видео
как
составляющие
мультимедиа.
Компьютерные презентации. Дизайн
презентации и макеты слайдов.
Звуки и видео изображения.
Композиция и монтаж.
Возможность
дискретного
представления мультимедийных данных

Понятие о непозиционных и
позиционных
системах
счисления.
Знакомство с двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной
системами
счисления, запись в них целых
десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод
небольших целых чисел из двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной
системы счисления в десятичную.
Двоичная арифметика.
Логика высказываний (элементы
алгебры логики). Логические значения,
операции
(логическое
отрицание,
логическое умножение, логическое
сложение),
выражения,
таблицы
истинности.

Учебные
исполнители
Робот,
Удвоитель и др. как примеры
формальных исполнителей. Понятие
алгоритма как формального описания
последовательности
действий
исполнителя при заданных начальных
данных. Свойства алгоритмов. Способы

11



выполнять коллективное создание
текстового документа;

создавать
гипертекстовые
документы;

выполнять
кодирование
и
декодирование
текстовой
информации, используя кодовые
таблицы (Юникода,
КОИ-8Р,
Windows 1251);

использовать ссылки и цитирование
источников при создании на их
основе
собственных
информационных объектов.
Аналитическая деятельность:

анализировать
пользовательский
интерфейс
используемого
программного средства;

определять условия и возможности
применения программного средства
для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных
программных
продуктах,
предназначенных
для
решения
одного класса задач.
Практическая деятельность:

создавать
презентации
с
использованием готовых шаблонов;

записывать звуковые файлы
с
различным
качеством
звучания
(глубиной кодирования и частотой
дискретизации).
Аналитическая деятельность:

выявлять различие в унарных,
позиционных
и
непозиционных
системах счисления;

выявлять общее и отличия в разных
позиционных системах счисления;

анализировать логическую структуру
высказываний.
Практическая деятельность:

переводить небольшие (от 0 до 1024)
целые числа из десятичной системы
счисления
в
двоичную
(восьмеричную, шестнадцатеричную)
и обратно;

выполнять операции сложения и
умножения
над
небольшими
двоичными числами;

записывать вещественные числа в
естественной и нормальной форме;

строить таблицы истинности для
логических выражений;

вычислять истинностное значение
логического выражения.
Аналитическая деятельность:

определять по блок-схеме, для
решения какой задачи предназначен
данный алгоритм;

анализировать изменение значений
величин при пошаговом выполнении
алгоритма;

записи алгоритмов.
Алгоритмический
язык
–
формальный
язык
для
записи
алгоритмов. Программа – запись
алгоритма на алгоритмическом языке.
Непосредственное
и
программное
управление исполнителем.
Линейные
программы.
Алгоритмические
конструкции,
связанные с проверкой условий:
ветвление и повторение.
Понятие простой величины. Типы
величин:
целые,
вещественные,
символьные, строковые, логические.
Переменные и константы. Алгоритм
работы
с
величинами
–
план
целенаправленных
действий
по
проведению вычислений при заданных
начальных данных с использованием
промежуточных результатов.

Тема 8. Начала
программирования (10
часов)

Тема 9. Основы логики (6
часов)

Язык
программирования.
Основные
правила
языка
программирования Паскаль: структура
программы; правила представления
данных; правила записи основных
операторов (ввод, вывод, присваивание,
ветвление, цикл).
Решение задач по разработке и
выполнению
программ
в
среде
программирования Паскаль.

Изучение основ логики
перенесено в начало года, поскольку
тема имеет прикладное значение и
используется при изучении
программирования.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 3.1.

Тема 10. Алгоритмизация и
программирование (16
часов)

Алгоритм и его формальное
исполнение. Свойства алгоритма и его
исполнители. Блок-схемы алгоритмов.
Выполнение алгоритмов компьютером.
Кодирование основных типов
алгоритмических структур на объектно-

12





определять по выбранному методу
решения
задачи,
какие
алгоритмические конструкции могут
войти в алгоритм;
сравнивать различные алгоритмы
решения одной задачи.

Практическая деятельность:

исполнять готовые алгоритмы для
конкретных исходных данных;

преобразовывать запись алгоритма с
одной формы в другую;

строить цепочки команд, дающих
нужный результат при конкретных
исходных данных для исполнителя
арифметических действий;

строить цепочки команд, дающих
нужный результат при конкретных
исходных данных для исполнителя,
преобразующего строки символов;

строить арифметические, строковые,
логические выражения и вычислять
их значения
Аналитическая деятельность:

анализировать готовые программы;

определять по программе, для
решения
какой
задачи
она
предназначена;

выделять этапы решения задачи на
компьютере.
Практическая деятельность:

программировать
линейные
алгоритмы,
предполагающие
вычисление
арифметических,
строковых и логических выражений;

разрабатывать
программы,
содержащие
оператор/операторы
ветвления
(решение
линейного
неравенства, решение квадратного
уравнения и пр.), в том числе с
использованием
логических
операций;

разрабатывать
программы,
содержащие оператор (операторы)
цикла
Аналитическая деятельность:

выделять этапы решения задачи на;

осуществлять разбиение исходной
задачи на подзадачи;

сравнивать различные логические
операции.
Практическая деятельность:

анализировать логические операции;

разрабатывать таблицы истинности;
решать логические задачи.
Аналитическая деятельность:

выделять этапы решения задачи на
компьютере;

осуществлять разбиение исходной
задачи на подзадачи;

сравнивать различные алгоритмы

ориентированных языках и
алгоритмическом языке. Линейный
алгоритм. Алгоритмическая структура
«ветвление». Алгоритмическая
структура «выбор». Алгоритмическая
структура «цикл». Переменные: тип,
имя, значение. Арифметические,
строковые и логические выражения.
Функции в языках объектноориентированного и алгоритмического
программирования. Основы объектноориентированного визуального
программирования. Графические
возможности объектноориентированного языка
программирования.

Тема 11. Моделирование и
формализация (9 часов)

Окружающий мир как
иерархическая система. Моделирование,
формализация, визуализация.
Моделирование как метод познания.
Материальные и информационные
модели. Формализация и визуализация
моделей. Основные этапы разработки и
исследования моделей на компьютере.
Построение и исследование физических
моделей. Приближенное решение
уравнений. Экспертные системы
распознавания химических веществ.
Информационные модели управления
объектами.

решения одной задачи.
Практическая деятельность:

исполнять готовые алгоритмы для
конкретных исходных данных;

разрабатывать
программы,
содержащие подпрограмму;

разрабатывать
программы
для
обработки одномерного массива:
o (нахождение минимального
(максимального) значения в
данном массиве;
o подсчёт количества элементов
массива, удовлетворяющих
некоторому условию;
o нахождение суммы всех
элементов массива;
o нахождение количества и суммы
всех четных элементов в массиве;
o сортировка элементов массива и
пр.).
Аналитическая деятельность:

осуществлять системный анализ
объекта, выделять среди его свойств
существенные свойства с точки
зрения целей моделирования;

оценивать
адекватность
модели
моделируемому объекту и целям
моделирования;

определять вид информационной
модели в зависимости от стоящей
задачи;

анализировать
пользовательский
интерфейс
используемого
программного средства;

определять условия и возможности
применения программного средства
для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных
программных
продуктах,
предназначенных
для
решения
одного класса задач.
Практическая деятельность:

строить
и
интерпретировать
различные информационные модели
(таблицы, диаграммы, графы, схемы,
блок-схемы алгоритмов);

преобразовывать объект из одной
формы представления информации в
другую с минимальными потерями в
полноте информации;

исследовать
с
помощью
информационных моделей объекты в
соответствии
с
поставленной
задачей;

работать с готовыми компьютерными
моделями из различных предметных
областей;

создавать
однотабличные
базы
данных;

осуществлять поиск записей в
готовой базе данных;

13

осуществлять сортировку записей в
готовой базе данных.

Тема 12. Информационное
общество и
информационная
безопасность (3 часа)

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Информационное общество.
Информационная культура.
Перспективы развития
информационных и коммуникационных
технологий.

Аналитическая деятельность:

выявлять общие черты и отличия
информационной безопасности;

анализировать перспективы развития
информационных
и
коммуникационных технологий;

приводить примеры ситуаций, в
которых требуется информационная
безопасность.

Учебно-тематический план
Количество часов
Название темы
общее
теория
практика
Информация и информационные
9
6
3
процессы
Компьютер как универсальное
7
4
3
устройство обработки информации
Обработка графической
4
2
2
информации
Обработка текстовой информации
9
3
6
Мультимедиа
5
2
3
Математические основы
14
10
4
информатики
Основы алгоритмизации
10
6
4
Начало программирования
10
2
8
Основы логики
6
4
2
Алгоритмизация и
16
4
11
программирование
Моделирование и формализация
9
4
5
Информационное
общество
и
3
3
0
информационная безопасность
Итого:
102
50
52
Согласовано
протокол заседания МО учителей
от 30.08.2022г. № 1
Юшина А.А.

Согласовано
зам. директора по УВР
Ананьева М.Г.

14

7 класс
Дата
(по плану)

Дата
(по факту)

№ урока

Тема урока

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего
места.
Тема Информация и информационные процессы
2.
Информация и её свойства
3.
Информационные процессы. Обработка информации
4.
Информационные процессы. Хранение и передача информации
5.
Всемирная паутина как информационное хранилище
6.
Представление информации
7.
Дискретная форма представления информации
8.
Единицы измерения информации
9.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные
процессы». Проверочная работа
Тема Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией
10.
Основные компоненты компьютера и их функции
11.
Персональный компьютер.
12.
Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение
13.
Системы программирования и прикладное программное обеспечение
14.
Файлы и файловые структуры
15.
Пользовательский интерфейс
16.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное
устройство для работы с информацией». Проверочная работа
Тема Обработка графической информации
17.
Формирование изображения на экране компьютера
18.
Компьютерная графика
19.
Создание графических изображений
20.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической
информации». Проверочная работа
Тема Обработка текстовой информации
21.
Текстовые документы и технологии их создания
22.
Создание текстовых документов на компьютере
23.
Прямое форматирование
24.
Стилевое форматирование
25.
Визуализация информации в текстовых документах
1.

15

Параграф
учебника
Введение.

§1.1.
§1.2.
§1.2.
§1.3.
§1.4
§1.5.
§1.6.

§2.1
§2.2
§2.3.
§2.3
§2.4.
§2.5

§3.1
§3.2
§3.3

§4.1
§4.2
§4.3
§4.3
§4.4

Дата
(по плану)

Дата
(по факту)

№ урока

Тема урока

Распознавание текста и системы компьютерного перевода
Оценка количественных параметров текстовых документов
Оформление реферата История вычислительной техники
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой
информации». Проверочная работа.
Тема Мультимедиа
30.
Технология мультимедиа.
31.
Компьютерные презентации
32.
Создание мультимедийной презентации
33.
Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная
работа
Итоговое повторение
34.
Основные понятия курса. Итоговое тестирование.
26.
27.
28.
29.

Параграф
учебника
§4.5
§4.6

§5.1
§5.2
§5.2

8 класс
Дата
(по плану)

Дата
(по факту)

Номер
Тема урока
урока
1.
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.
Тема Математические основы информатики
2.
Общие сведения о системах счисления
3.
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика
4.
Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления
5.
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q
6.
Представление целых чисел
7
Представление вещественных чисел
8.
Высказывание. Логические операции.
9.
Построение таблиц истинности для логических выражений
10.
Свойства логических операций.
11.
Решение логических задач
12.
Логические элементы
13.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная
работа
Тема Основы алгоритмизации

16

Параграф
учебника
Введение
§1.1.
§1.1.
§1.1.
§1.1.
§1.2.
§1.2.
§1.3.
§1.3.
§1.3.
§1.3.
§1.3.

Дата
(по плану)

Дата
(по факту)

Номер
Тема урока
урока
14.
Алгоритмы и исполнители
15.
Способы записи алгоритмов
16.
Объекты алгоритмов
17.
Алгоритмическая конструкция следование
18.
Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления
19.
Неполная форма ветвления
20.
Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы
21.
Цикл с заданным условием окончания работы
22.
Цикл с заданным числом повторений
23.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа
Тема Начала программирования
24.
Общие сведения о языке программирования Паскаль
25.
Организация ввода и вывода данных
26.
Программирование линейных алгоритмов
27.
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.
28.
Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.
29.
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.
30.
Программирование циклов с заданным условием окончания работы.
31.
Программирование циклов с заданным числом повторений.
32.
Различные варианты программирования циклического алгоритма.
33.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа.
Итоговое повторение
34.
Основные понятия курса. Итоговое тестирование.

Параграф
учебника
§2.1
§2.2
§2.3
§2.4
§3.4
§2.4
§2.4
§2.4
§2.4

§3.1
§3.2
§3.3
§3.4
§3.4
§3.5
§3.5
§3.5
§3.5

9 класс
Дата
(по плану)

Дата
(по факту)

Номер
Тема урока
урока
Тема Основы логики – 4 часа
1.
Алгебра логики. Логические переменные и логические высказывания.
2.
Логические функции. Законы логики
3.
Упрощение логических выражений
4.
Таблицы истинности Практическая работа 3.1
Тема Компьютер как универсальное устройство обработки информации
5.
Логические основы устройства компьютера. Практическая работа №3.2

17

Параграф
учебника
§1.1
§1.2
§1.3

Дата
(по плану)

Дата
(по факту)

Номер
урока
6.
Тест №1 по теме «Основы логики»
Тема Алгоритмизация и программирование
7.
Алгоритм и его формальное исполнение

Тема урока

Параграф
учебника

§2.1

8.

Выполнение алгоритмов компьютером. Основные парадигмы программирования

§2.2

9.

Основные алгоритмические структуры

§2.2

10.

Знакомство с системами объектно-ориентированного и процедурного программирования Практическая работа №1.1

§2.2

11.

Переменные: имя, тип, значение Практическая работа №1.2

§2.2

12.

Арифметические, строковые и логические выражения
Практическая работа №1.3 и №1.4

§2.2

13.

Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования

§2.2

14.

Проекты «Даты и время» и «Сравнение кодов символов»
Практическая работа №1.5 и №1.6
Проект «Отметка»
Практическая работа №1.7
Проект «Коды символов»
Практическая работа №1.8
Проект •Слово-перевертыш»
Практическая работа №1.9
Графические возможности объектно-ориентированного программирования

§2.3

15.
16.
17.
18.

Проект «Графический редактор»
Практическая работа №1.10
20.
Проект «Системы координат»
Практическая работа №1.11
21.
Проект «Анимация»
Практическая работа №1.12
22
Тест №2 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»
Тема Моделирование и формализация –9ч. ( 8ч.+1ч)
19.

23.

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация

18

§2.3
§2.4
§2.4
§2.5
§2.5

§3.1

Дата
(по плану)

Дата
(по факту)

Номер
урока
24.

Тема урока
Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация информационных моделей

Параграф
учебника
§3.1

25.

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование моделей из курса
физики

§3.1

26.

Проект «Бросание мячика в площадку» Практическая работа №2.1

§3.2

27.

§3.2

30.

Приближенное решение уравнений. Проект «Графическое решение уравнения»
Практическая работа №2.2
Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного
черчения. Практическая работа №2.3
Экспертные системы распознавания химических веществ
Практическая работа №2.4
Информационные модели управления объектами Практическая работа №2.5

31.

Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация»

§3.2

28.
29.

§3.2
§3.2
§3.2

Тема Информационное общество и информационная безопасность – 3ч (2ч+1ч)

32.
33.

Информационное общество. Информационная культура
Правовая охрана программ и данных. Защита информации

§4.1
§4.1

34.

Итоговое занятие по теме «Информационное общество и информационная безопасность»

§4.1

19

20


Наверх

ПЛАН УВР на 2024-2025 учебный год

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
ПЛАН УВР ШКОЛЫ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».