МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Муниципальное образование Абинский район СОШ №1 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО ________________________ ________________________ ________________________ Протокол №1 от «____» августа 2023 г. Протокол №1 от «____» августа 2023 г. Приказ №1 от «____» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Алгебра» для обучающихся 8-ых классов г. Абинск 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Алгебра» для 8 класса разработана в соответствии с: -Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, -Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1576), - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями), -Примерной программой основного общего образования по математике -ООП ООО МБОУ СОШ №1 г. Абинска на 2023-2024 учебный год. Программа рассчитана на 4 часа в неделю, 140 часов в год. Из них 40 уроков отводиться на неурочные формы занятий. В течении учебного года будут использованы следующие формы контроля: устный опрос, диктанты, самостоятельные работы, контрольные работы. На уроках будут применены следующие образовательные технологии: проблемное обучение, развивающее обучение, групповое обучение, разноуровневое обучение, игровые технологии Данный вариант программы обеспечен: - Алгебра: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.- М.: Вентана-Граф, 2016.- 256 с.: - Алгебра: дидактические материалы: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. -:ВентанаГраф,2018.-256 с.:ил.-(Российский учебник) Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего. Учебник Алгебра: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир состоит из одного учебника, имеет повествовательный стиль, легкий и доступный для всех учащихся. В нем предусмотрена уровневая дифференциация, позволяющая формировать у школьников познавательный интерес к математике. Основан на принципах проблемного, развивающего и опережающего обучения. Содержит разнообразные системы упражнений, тщательно выстроенные – по степени нарастания трудности, содержит цветные иллюстрации. Возможность дистанционного обучения в 2023-2024году может быть реализована при помощи следующих платформ: Zoom, Якласс, РЭШ Общие цели учебного предмета «Алгебра» Алгебра как содержательный компонент математического образования в основной школе нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для усвоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры. Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. Описание места учебного предмета «Алгебра» в учебном плане В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Алгебра» изучается с 7-го по 11-й класс. Согласно федеральному базисному учебному плану, на изучение алгебры в 8-м классе отводится не менее 102 часов, из расчета 3 часа в неделю. Добавлены темы из внеурочного занятия «Вероятность и статистика» - 34 часа Таким образом, учебный план МБОУ СОШ № 1 г. Абинска содержит в 8-ом классе 4 часа в неделю или 136 часов в год. Раздел 1. Планируемые результаты изучения алгебры в 8 классе Предметные: Алгебраические выражения Учащийся научится: • оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами; • выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни; • выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над алгебраическими дробями; • выполнять разложение квадратного трехчлена на множители. Уравнения Учащийся научится: • решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной; • понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом; • применять графические представления для исследования уравнений. Числовые функции Учащийся научится: • понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения); • строить графики элементарных функций у=к/х; у=х2; у=√х; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков; • понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами. Числовые множества Учащийся научится: • понимать терминологию и символику, связанные с понятием множества, выполнять операции над множествами; • использовать начальные представления о множестве действительных чисел. Метапредметные: Учащийся получит возможность научиться 1) самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3)определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; 4) устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 5)представлять об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и технике, о средстве моделирования явлений и процессов; 6) видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; 7)находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации; 8)понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации. 9)выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки; 10)понимать сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Личностные: 1. 2. 3. 4. 5. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки; ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде; умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач. Раздел 2. Содержание учебного предмета 1. Повторение курса алгебры 7 класса Степень с натуральным показателем. Разложение многочлена на множители. Преобразование выражений¸ содержащих формулы сокращенного умножения. 2. Системы линейных уравнений с двумя переменными Системы линейных уравнений с двумя переменными. Графический метод решения систему двух линейных уравнении с двумя переменными. Решение систем линейных уравнений с двумя переменными метод подстановки. Решение систем линейных уравнений с двумя переменными метом алгебраического сложения. Решение задач с помощью линейных уравнений с двумя переменными. 2. Рациональные выражения Рациональные дроби. Основное свойство рациональной дроби. Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями. Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень. Тождественные преобразования рациональных выражений. Равносильные уравнения. Рациональные уравнения. Степень с целым отрицательным показателем. Свойства степени с целым показателем. Функция и её график. 3. Квадратные корни. Действительные числа Функция y = x2 и её график .Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. Множество и его элементы. Подмножество. Операции над множествами. Числовые множества. Свойства преобразования и её график. арифметического выражений, содержащих квадратного квадратные корня. корни. Тождественные Функция 4. Квадратные уравнения Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Квадратный трёхчлен. Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. 5. Повторение и систематизация учебного материала (10 часа) 6. Обобщение функции 4 часа 7. Резерв 9 Тематическое планирование учебного материала 8 класс № п/п Дата изучения Тема урока Дроби 36 часов 1 Понятие рациональных дробей. 1 2 Рациональные дроби. 1 3 Основное свойство рациональной дроби. 1 ВиС Представление данных. Извлечение и интерпретация табличных данных 1 4 5 Применение основного свойства рациональной дроби. 1 6 Рациональная дробь и его основное свойство. 1 Сложение рациональных дробей с одинаковыми знаменателями. 1 7 ВиС Чтение и построение диаграмм. Примеры демографических диаграмм Практическая работа "Диаграммы" 1 9 Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. 1 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. 1 10 Сложение рациональных дробей с разными знаменателями. 1 11 1 12 ВиС Числовые наборы. Среднее арифметическое. Медиана числового набора. Устойчивость медианы1 1 13 Вычитание рациональных дробей с разными знаменателями. 1 14 Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Действия сложения и вычитание с рациональными дробями. 1 15 16 ВиС Практическая работа "Средние значения" 1 17 Упрощение выражений. 1 18 Действия с дробями. 1 Контрольная работа № 1 по теме "Сложение и вычитание рациональных дробей" 1 19 20 ВиС Наибольшее и наименьшее значения числового 1 8 набора. Размах 21 Умножение рациональных дробей. 1 22 Деление рациональныхь дробей. 1 23 Умнолжение и деление рациональных дробей. 1 ВиС Случайная изменчивость (примеры) Частота значений в массиве данных 1 24 25 Возведегние рациональной дроби в степень. 1 Тождественные преобразования рациональных выражений. 1 26 27 Преобразование рациональных выражений. 1 28 ВиС Группировка и гистограммы 1 29 Доказательство тождеств. 1 30 Преобразование выражений. 1 31 Решение уравнений. 1 32 ВиС Практическая работа "Случайная изменчивость 1 33 Упрощение выражений. 1 34 Обобщающий урок по теме " Рациональные выражения." 1 Контрольная работа № 2 по теме: "Умножение и деление рациональных дробей" 1 35 ВиС Граф, вершина, ребро. Представление задачи с помощью графа 1 36 Действительные числа. 33 часа 37 Функция y = x2. Определение. и её график. Определение. 1 38 График функции у = х2. 1 39 Свойства функции у = х2. 1 1 40 ВиС Степень (валентность) вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Цепь и цикл 41 Квадратные корни. 1 42 Определение арифметического квадратного корня. 1 43 Арифметический квадратный корень. 1 44 ВиС Представление об ориентированных графах 1 45 Определение множества. 1 46 Элементы множества. 1 47 Подмножество 1 48 ВиС Случайный опыт и случайное событие 1 49 Операции над множествами. 1 50 Числовые множества. 1 51 Решение задач. 1 52 ВиС Случайный опыт и случайное событие 1 53 Свойства аритфметического квадратного корня. 1 54 Применение свойств квадратного корня. 1 55 Действия с корнями. 1 56 ВиС Монета и игральная кость в теории вероятностей 1 57 Свойства квадратного корня. 1 Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни. 1 58 59 Тождественные преобразования выражений. 1 60 ВиС Практическая работа "Частота выпадения орла" 1 61 Преобразования выражений. 1 62 Упрощение выражений. 1 63 Решение задач. 1 ВиС Контрольная работа по темам "Описательная статистика. Случайная изменчивость. Графы. Вероятность случайного события" 1 Функция у = √х. 1 64 65 66 Функция у = √х и ее свойства. 1 67 График функции у = √х. 1 68 ВиС Отклонения. Дисперсия числового набора 1 Контрольная работа № 3 по теме: "Квадратные корни. Действительные числа". 1 69 35 часов Глава III. Квадратные уравнения. 70 Понятие квадратного уравнения. 1 71 Неполные квадратные уравнения. 1 72 ВиС Стандартное отклонение числового набора 1 73 Решение неполных квадратных уравгнений. 1 74 Формула корней квадратного уравнения. 1 75 Применение формулы квадратного уравнения. 1 76 ВиС Диаграммы рассеивания 1 77 Решение квадратных уравнений. 1 78 Решение уравнений. 1 79 Теорема Виета. 1 1 80 ВиС Множество, подмножество. Операции над множествами и их свойства 81 Применение теоремы Виета. 1 82 Решение уравнений по теореме Виета. 1 Контрольная работа № 4 по теме "Квадратные уравнения" 1 83 84 ВиС Графическое представление множеств 1 85 Определение квадратного трехчлена. 1 86 Квадратный трехчлен, Разложение на множители. 1 87 Разложение на множители квадратного трехчлена. 1 88 ВиС Элементарные события. Случайные события 1 89 Решение уравнений, сводящихся к квадратным 1 уравнениям. Биквадратные уравнения. Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям. Введение новой переменной 1 90 Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям. 1 91 ВиС Благоприятствующие элементарные события. Вероятности событий 1 92 93 Решение задач через квадратные уравнения. 1 94 Решение задач повышенного уровня. 1 Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. 1 95 ВиС Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор 1 96 97 Решение задач на работу. 1 98 Решение задач на движение. 1 99 Решение задач на движение по реке. 1 1 100 ВиС Практическая работа "Опыты с равновозможными элементарными событиями 101 Решение задач. 1 1 102 Обобщающий урок по теме "Применение квадратных уравнений" Контрольная работа № 5 по теме "Применение квадратных уравнений" 1 103 ВиС Дерево. Свойства дерева. Представление случайного эксперимента в виде дерева 1 104 Глава I. Рациональные выражения (продолжение) 32 часа 105 Равносильные уравнения. 1 106 Рациональные уравнения. 1 107 Равносильные уравнения. Рациональные уравнения. 1 108 ВиС Правило умножения 1 1 109 Степень с целым отрицательным показателем. Определение. 110 Степень с целым отрицательным показателем. Свойства. 1 Степень с целым отрицательным показателем. Применение свойств 1 111 112 ВиС Противоположное событие 1 113 Степень с целым отрицательным показателем 1 114 Свойства степени с целым показателем. Определение. 1 115 Свойства степени с целым показателем. Свойства. 1 ВиС Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий 1 116 Свойства степени с целым показателем. Применение свойств 1 117 118 Свойства степени с целым показателем 1 119 Свойства степени с целым показателем. Решение задач. 1 1 120 ВиС Несовместные события. Формула сложения вероятностей 121 Функция у = к/х 1 122 График функции у = к/х 1 123 Свойства функции у = к/х 1 ВиС Правило умножения вероятностей. Условная вероятность. Независимые события 1 124 125 Функция у = к/х, ее свойства и график. 1 Контрольная работа № 6 по теме "Рациональные уравнения" 1 126 127 Сложение и вычитание рациональных дробей 1 ВиС Контрольная работа по темам "Множества. Случайные события. Вероятность " 1 128 Тождественные преобразования рациональных выражений. Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни 1 129 Рациональные уравнения. Графики функций. Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни 1 131 Итоговая контрольная работа №7 1 132 ВиС Повторение, обобщение. 1 133 Повторение, обобщение изученного материала 1 134 Повторение, обобщение изученного материала 1 135 Повторение, обобщение изученного материала 1 136 Повторение, обобщение изученного материала 1 130 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 136 УМК 1. Алгебра: 8 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций/ Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Рабинович Е.М. . -:Вентана-Граф,2018.-96 с.:ил.(Российский учебник) 2. Алгебра: дидактические материалы: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. :Вентана-Граф,2018.-256 с.:ил.-(Российский учебник) Контрольно-измерительные материалы 1. Алгебра: дидактические материалы: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. :Вентана-Граф,2018.-256 с.:ил.-(Российский учебник) 2. Алгебра. 8 класс. Самостоятельные работы для учащихся образовательных учреждений/ Л.А. Александрова; -М.: Мнемозина ,2011.-112 с