Аннотация к рабочей программе по географии 5-9 класс Рабочая программа по географии для обучающихся 5-9 классов основногообщего образования (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Примерной программой по географии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Полярная звезда» под редакцией Алексеева А.И., НиколинойВ.В., Липкиной Е.К. М; Просвещение 2020г. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии которые определены стандартом Обучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей : формирование системы географических знаний как компонента научнойкартины мира; • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира; • понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов; • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира ; • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивогоразвития в масштабах России и мира; • формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения вокружающей среде; • формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманиемзначимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле; • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровьячеловека от географических условий проживания; • глубокое и всестороннее изучение географии России ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости; • формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечествомнаучные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства; • формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов,проектов; • формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основесоздания собственных географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации) ; • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности. Учебники, реализующие рабочую программу в 5-9 классах : Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) линии «Полярнаязвезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева с 5 по 9 классы: География.5-6 классы: учеб. для образоват. организаций. А.И. Алексеев и др.М.:Просвещение , 2023 География 7класс :учеб. для общеобразат. организацй .А.И. Алексеев и др. –М.: Просвещение , 2020 География 8 класс : учеб.для общеобразоват.организаций. А.И. Алексеев идр. – М.:Просвещение , 2021 География. 9 класс: учеб.для общеобразоват.организаций .А.И.Алексеев ,В.В.Николина, Е.К.Липкина.-М.: Просвещение ,2022 Место учебного предмета «География» в учебном плане Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение географии 5-9 классы на этапе основного общего образования в объѐме 272 часа. На изучение курса «география» согласно учебному плану выделено: в 5 классе 34часа (1 час в неделю), в 6 классе 34 часа (1 час в неделю), в 7- 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе 68часов (2 часа в неделю); в 9 классе 68 часов ( 2 часа в неделю) Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностным результатом обучения географии в основной школе являетсяформирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географии: ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции: • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовностьследовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном илокальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона) ; • осознание целостности природы , населения и хозяйства Земли, материков,их крупных районов и стран; • представление о России как субъекте мирового географического пространства, еѐ месте и роли в современном мире; • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность ихисторических судеб; • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; - гармонично развитые социальные чувства и качества: • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки ипоступки других людей ; • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимостиее сохранения и рационального использования; • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям иобразу жизни других народов, толерантность; • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональнойтраектории с собственными интересами и возможностями . Метапредметными результатами изучения курса «География» являетсяформирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД : способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; - умения организовывать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оцениватьдостигнутые результаты; • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; • выдвигать версии решения проблемы , осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достиженияцели; • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности; • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достиженияцели; • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическуюмодель; - • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочнаялитература, приборы, компьютер); • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет); • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. • в ходе представления проекта давать оценку его результатам; • самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находитьспособы выхода из ситуации неуспеха ; • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности; • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему вклассной и индивидуальной учебной деятельности; • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности; • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, Познавательные УУД - формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейучащихся - умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий ; • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений; • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии ; Коммуникативные УУД: • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом ит.д.). • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая ихфактами; • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль Предметными результатами изучения курса «География» 5-9-х классахявляются следующие умения: 5 • • - класс осознание роли географии в познании окружающего мира: объяснять роль различных источников географической информации освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйствемира: объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли; формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды; - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географическихобъектов и явлений. • использование географических умений: - находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; -составлять описания различных географических объектов на основе анализаразнообразных источников географической информации; - применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристики компонентов природы - 6 • • - класс осознание роли географии в познании окружающего мира: объяснять роль различных источников географической информации. освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйствемира; объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли; объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы; выделять, описывать и объяснять существенные признаки географическихобъектов и явлений; - определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязимежду ними, их изменения в результате деятельности человека; - различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил; - выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности; - выделять причины стихийных явлений в геосферах. • использование географических умений : - находить в различных источникахи анализировать географическую информацию; -составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразныхисточников географической информации; - применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы. • использование карт как моделей: - определять на карте местоположение географических объектов. 7 класс • осознание роли географии в познании окружающего мира: - объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий. • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйствемира: - составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждойгеосферы и географической оболочки; - выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения; объяснять проявление в природе Земли географической зональности ивысотной поясности; - определять географические особенности природы материков, океанов иотдельных стран; - устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; - выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальномуровнях • использование географических умений: - анализировать и оценивать информацию географии народов Земли; - находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах. • использование карт как моделей: - различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; - выделять, описывать и объяснять по картам признаки географическихобъектов и явлений на материках, в океанах и различных странах. • понимание смысла собственной действительности:8 класс - • осознание роли географии в познании окружающего мира: объяснять основные географические закономерности взаимодействияобщества и природы; - объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного развития - пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.; - определять по картам местоположение географических объектов. • понимание смысла собственной действительности: - формулировать своѐ отношение к культурному и природному наследию; выражать своѐ отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике. 9 класс • осознание роли географии в познании окружающего мира : - объяснять основные географические закономерности взаимодействияобщества и природы; - объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований; - аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития; - объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов. • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйствемира: - определять причины и следствия геоэкологических проблем ; - приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства; - оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, рольРоссии в - мире. использование географических умений: прогнозировать особенности развития географических систем; прогнозировать изменения в географии деятельности; составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем. • использование карт как моделей: - пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.; - определять по картам местоположение географических объектов. • понимание смысла собственной действительности: - формулировать своѐ отношение к культурному и природному наследию; - выражать своѐ отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур , национальным проектам игосударственной региональной политике - Основные методы и формы организации процесса обучения При изучении географии в 5-9 классах используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации процесса обучения ,практические работы . Основными формами контроля при реализации учебной программыявляются : входной контроль вначале и в конце четверти ,текущий – в форме устного , фронтального опроса ,итоговые практические работы ,тесты .