Аннотация к рабочей программе по географии 5-9 класс

Аннотация к рабочей программе по географии 5-9 класс
Рабочая программа по географии для обучающихся 5-9 классов основногообщего
образования (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями ФГОС
основного общего образования. Примерной
программой по географии для 5-9 классов линии учебно-методических
комплектов «Полярная звезда» под редакцией Алексеева А.И., НиколинойВ.В.,
Липкиной Е.К. М; Просвещение 2020г.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает
примерное распределение учебных часов по темам курса с учетом логики учебного
процесса, возрастных особенностей учащихся,
межпредметных и внутрипредметных связей. Программа детализирует и раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,воспитания и развития
учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения географии которые определены стандартом
Обучение географии в основной школе направлено на достижение следующих
целей :
формирование системы географических знаний как компонента научнойкартины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного
географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что
позволяет сформировать географическую картину мира;
• понимание особенностей взаимодействия человека и природы на
современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических,
социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в
географическом пространстве России и мира ;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на
современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и
рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивогоразвития в
масштабах России и мира;
• формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных,
оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих
безопасное, социально и экологически целесообразное поведения вокружающей
среде;
• формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманиемзначимости
географического пространства для человека, с заботой о
сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства
в связи с природными, социально-экономическими и
экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровьячеловека от
географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России ее географического положения,
природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их
взаимозависимости;
• формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечествомнаучные
общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения

традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и
сохранению географического пространства;
• формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью
различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих
реализацию собственных потребностей, интересов,проектов;
• формирование опыта творческой деятельности по реализации
познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основесоздания
собственных географических продуктов (схемы, проекты,
компьютерные программы, презентации) ;
• выработка
у обучающихся понимания общественной потребности в
географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как
возможной области будущей практической деятельности.
Учебники, реализующие рабочую программу в 5-9 классах :
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает
использование УМК (учебно-методических комплектов) линии «Полярнаязвезда» под
редакцией профессора А. И. Алексеева с 5 по 9 классы:
География.5-6 классы: учеб. для образоват. организаций. А.И. Алексеев и др.М.:Просвещение , 2023
География 7класс :учеб. для общеобразат. организацй .А.И. Алексеев и др. –М.: Просвещение ,
2020
География 8 класс : учеб.для общеобразоват.организаций. А.И. Алексеев идр. –
М.:Просвещение , 2021
География. 9 класс: учеб.для общеобразоват.организаций .А.И.Алексеев ,В.В.Николина,
Е.К.Липкина.-М.: Просвещение ,2022
Место учебного предмета «География» в учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений
Российской Федерации предусматривает обязательное изучение географии 5-9 классы на
этапе основного общего образования в объѐме 272
часа. На изучение курса «география» согласно учебному плану выделено:
в 5 классе 34часа (1 час в неделю), в 6
классе 34 часа (1 час в неделю),
в 7- 68 часов (2 часа в неделю),
в 8 классе 68часов (2 часа в неделю); в 9
классе
68 часов ( 2 часа в неделю)
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностным результатом обучения географии в основной школе являетсяформирование
всесторонне образованной, инициативной и успешной
личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их

индивидуально-личностные позиции:
• гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовностьследовать
этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
• осознание себя как члена общества на глобальном, региональном илокальном
уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель
конкретного региона) ;
• осознание целостности природы , населения и хозяйства Земли, материков,их крупных
районов и стран;
• представление о России как субъекте мирового географического
пространства, еѐ месте и роли в современном мире;
• осознание единства географического пространства России как единой
среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность ихисторических
судеб;
• осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки ипоступки
других людей ;
• эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимостиее
сохранения и рационального использования;
• патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
• уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям иобразу
жизни других народов, толерантность;
• готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональнойтраектории
с собственными интересами и возможностями .
Метапредметными результатами изучения курса «География» являетсяформирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД :
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и
практических умений,
умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умения организовывать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оцениватьдостигнутые
результаты;
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
• выдвигать версии решения проблемы , осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достиженияцели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
•
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достиженияцели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта);
• подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическуюмодель;

-

• работая по предложенному и самостоятельно составленному плану,
использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочнаялитература,
приборы, компьютер);
• планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
• работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью
деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том
числе и Интернет);
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся критериев, различая результат и способы
действий.
• в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
• самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находитьспособы
выхода из ситуации неуспеха ;
• уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми
представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина, • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему вклассной и
индивидуальной учебной деятельности;
• уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми
представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина,
Познавательные УУД
- формирование и развитие посредством географического знания
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейучащихся
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических
средств и информационных технологий ;
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять
причины и следствия простых явлений;
• осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания
и критерии ;
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом ит.д.).
• отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая ихфактами;
• в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
Предметными результатами изучения курса «География» 5-9-х классахявляются
следующие умения:

5
•

•

-

класс
осознание роли географии в познании окружающего мира:
объяснять роль различных источников географической информации
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйствемира:
объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

формулировать природные и антропогенные причины изменения
окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географическихобъектов и
явлений.
• использование географических умений:

-

находить в различных источниках и анализировать географическую
информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализаразнообразных
источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и
качественных характеристики
компонентов природы

-

6
•

•

-

класс
осознание роли географии в познании окружающего мира:
объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйствемира;
объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географическихобъектов и
явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязимежду
ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры;
выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
• использование географических умений : - находить в различных источникахи
анализировать географическую информацию; -составлять описания
различных географических объектов на основе анализа разнообразныхисточников
географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы.
• использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.
7 класс
•

осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять результаты выдающихся географических открытий и
путешествий.
•

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйствемира:
- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждойгеосферы и
географической оболочки;
- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;
объяснять проявление в природе Земли географической зональности ивысотной
поясности;

-

определять географические особенности природы материков, океанов иотдельных
стран;
- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями,
ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- выделять природные и антропогенные причины возникновения
геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальномуровнях
• использование географических умений:
- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;
- находить и анализировать в различных источниках информацию,
необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и
экологические проблемы на разных материках и в океанах.
• использование карт как моделей:

-

различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического
изображения;
- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географическихобъектов и
явлений на материках, в океанах и различных странах.
• понимание смысла собственной действительности:8 класс

-

•

осознание роли географии в познании окружающего мира:

объяснять основные географические закономерности взаимодействияобщества и
природы;
- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного развития
- пользоваться различными источниками географической информации:
картографическими, статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
• понимание смысла собственной действительности:

-

формулировать своѐ отношение к культурному и природному наследию;
выражать своѐ отношение к идее устойчивого развития России,
рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности
экономических структур, национальным проектам и государственной
региональной политике.
9 класс
• осознание роли географии в познании окружающего мира :

-

объяснять основные географические закономерности взаимодействияобщества и
природы;
- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических
преобразований;
- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;

-

объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и
географических районов.
• освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйствемира:
- определять причины и следствия геоэкологических проблем ;

-

приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров
производства;
- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, рольРоссии в

-

мире.
использование географических умений:
прогнозировать особенности развития географических систем;
прогнозировать изменения в географии деятельности;
составлять рекомендации по решению географических проблем,
характеристики отдельных компонентов географических систем.
• использование карт как моделей:

-

пользоваться различными источниками географической информации:
картографическими, статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
• понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своѐ отношение к культурному и природному наследию;

-

выражать своѐ отношение к идее устойчивого развития России,
рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности
экономических структур , национальным проектам игосударственной
региональной политике

-

Основные методы и формы организации процесса обучения
При изучении географии в 5-9 классах используются фронтальные, групповые и
индивидуальные формы организации процесса обучения ,практические работы .
Основными формами контроля при реализации учебной программыявляются :
входной контроль вначале и в конце четверти ,текущий – в
форме устного , фронтального опроса ,итоговые практические работы ,тесты .


Наверх

ПЛАН УВР на 2024-2025 учебный год

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
ПЛАН УВР ШКОЛЫ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».