РП старый ФГОС История 10-11 класс

Краснодарский край, город Абинск
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза
В.Г. Миловатского
муниципального образования Абинский район
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31.08.2023 года протокол № 1
Председатель педсовета
________________ Казова Е.Н.
Директор МБОУ СОШ № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО «ИСТОРИЯ РОССИИ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»
Уровень образования: среднее общее образование. Базовый уровень 10-11
класс
Количество часов: всего _138_ часов; в неделю _2_ часа
Учитель: Марчукова Ольга Игоревна
Программа разработана в соответствии и на основе:
примерной основной образовательной программы среднего
общего
образования, внесённой в реестр образовательных программ (одобрена
федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию,
протокол от 28 июня 2016 года .№ 2/16-з),
Учебники:
Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9
класс учеб. для общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2017;

История России. 10 класс. В 3 ч. Горинов М.М., Данилов А.А. и др. М.:
Просвещение, 2018;

Данная рабочая программа истории для 10 класса разработана на основе ФГОС, ПОО
СОО, Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 1.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на
ступени среднего общего образования на базовом уровне, в том числе: в X и XI классах по
70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
По учебному плану в МБОУ СОШ 38 на изучение истории 138 часов: в 10 классе отводится
70 часов: т.к в 10-м классе 35 учебных недель, в 11 классе - 68 часов, т.к. в 11 классе34
учебные недели.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «История

России. Всеобщая история»»
В результате изучения учебного предмета «ИсторияРоссии. Всеобщая история» на
уровне
среднего
общего
образования:
Выпускник
на
базовом
уровне
научится:
– рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
– знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела
дидактических
единиц;
– определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
– характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических
событий;
–
представлять
культурное
наследие
России
и
других
стран;
–
работать
с
историческими
документами;
– сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
–
критически
анализировать
информацию
из
различных
источников;
– соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами,
персоналиями;
– использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники
информации;
–
использовать
аудиовизуальный
ряд
как
источник
информации;
– составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций,
макетов,
интернет-ресурсов;
–
работать
с
хронологическими
таблицами,
картами
и
схемами;
–
читать
легенду
исторической
карты;
– владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной
программой;
– демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
–
оценивать
роль
личности
в
отечественной
истории
ХХ
века;
– ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в
науке
их
современных
версиях
и
трактовках.
Выпускник
на
базовом
уровне
получит
возможность
научиться:
– демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и
мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль
России
в
мировом
сообществе;
– устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
–
определять
место
и
время
создания
исторических
документов;
– проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета,
телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных
руководителей
России
и
ведущих
зарубежных
стран;
– характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и
всемирной
истории;
– понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и

зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и
контрреформ,
внешнеполитических
событий,
войн
и
революций;
– использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей
отечественной
истории
и
привязки
их
к
месту
и
времени;
– представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять
контурную
карту;
– соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических
личностей
ХХ
века;
– анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте
общероссийской
и
мировой
истории
ХХ
века;
– обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего
времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение
исторической
терминологией;
–
приводить
аргументы
и
примеры
в
защиту
своей
точки
зрения;
– применять полученные знания при анализе современной политики России;
–
владеть
элементами
проектной
деятельности.

2. Содержание учебного предмета (138 часов)
Мир накануне и в годы Первой мировой войны
Мир накануне Первой мировой войны
Индустриальное общество. Либерализм, консерватизм, социал-демократия, анархизм.
Рабочее и социалистическое движение. Профсоюзы. Расширение избирательного права.
Национализм. «Империализм». Колониальные и континентальные империи. Мировой
порядок перед Первой мировой войной. Антанта и Тройственный союз. Гаагские конвенции
и декларации. Гонка вооружений и милитаризация. Пропаганда. Региональные конфликты
накануне Первой мировой войны. Причины Первой мировой войны.
Первая мировая война
Ситуация на Балканах. Сараевское убийство. Нападение Австро-Венгрии на Сербию.
Вступление в войну Германии, России, Франции, Великобритании, Японии, Черногории,
Бельгии. Цели войны. Планы сторон. «Бег к морю». Сражение на Марне. Победа российской
армии под Гумбиненом и поражение под Танненбергом. Наступление в Галиции. Морское
сражение при Гельголанде. Вступление в войну Османской империи. Вступление в войну
Болгарии и Италии. Поражение Сербии. Четверной союз (Центральные державы). Верден.
Отступление российской армии. Сомма. Война в Месопотамии. Геноцид в Османской
империи. Ютландское сражение. Вступление в войну Румынии. Брусиловский прорыв.
Вступление в войну США. Революция 1917 г. и выход из войны России. 14 пунктов В.
Вильсона. Бои на Западном фронте. Война в Азии. Капитуляция государств Четверного
союза. Новые методы ведения войны. Националистическая пропаганда. Борьба на
истощение. Участие колоний в европейской войне. Позиционная война. Новые практики
политического насилия: массовые вынужденные переселения, геноцид. Политические,
экономические, социальные и культурные последствия Первой мировой войны.
Межвоенный период (1918–1939)
Революционная волна после Первой мировой войны
Образование новых национальных государств. Народы бывшей российской империи:
независимость и вхождение в СССР. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская
республика. Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке. Образование
Коминтерна. Венгерская советская республика. Образование республики в Турции и
кемализм.
Версальско-вашингтонская система
Планы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференция. Версальская
система. Лига наций. Генуэзская конференция 1922 г. Рапалльское соглашение и признание
СССР. Вашингтонская конференция. Смягчение Версальской системы. Планы Дауэса и

Юнга. Локарнские договоры. Формирование новых военно-политических блоков – Малая
Антанта, Балканская и Балтийская Антанты. Пацифистское движение. Пакт БрианаКеллога.
Страны Запада в 1920-е гг.
Реакция на «красную угрозу». Послевоенная стабилизация. Экономический бум.
Процветание. Возникновение массового общества. Либеральные политические режимы. Рост
влияния социалистических партий и профсоюзов. Авторитарные режимы в Европе: Польша
и Испания. Б. Муссолини и идеи фашизма. Приход фашистов к власти в Италии. Создание
фашистского режима. Кризис Матеотти. Фашистский режим в Италии.
Политическое развитие стран Южной и Восточной Азии
Китай после Синьхайской революции. Революция в Китае и Северный поход. Режим Чан
Кайши и гражданская война с коммунистами. «Великий поход» Красной армии Китая.
Становление демократических институтов и политической системы колониальной Индии.
Поиски «индийской национальной идеи». Национально-освободительное движение в Индии в
1919–1939 гг. Индийский национальный конгресс и М. Ганди.
Великая депрессия. Мировой экономический кризис. Преобразования Ф. Рузвельта в
США
Начало Великой депрессии. Причины Великой депрессии. Мировой экономический кризис.
Социально-политические последствия Великой депрессии. Закат либеральной идеологии.
Победа Ф Д. Рузвельта на выборах в США. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Кейнсианство.
Государственное регулирование экономики. Другие стратегии выхода из мирового
экономического кризиса. Тоталитарные экономики. Общественно-политическое развитие
стран Латинской Америки.
Нарастание агрессии. Германский нацизм
Нарастание агрессии в мире. Агрессия Японии против Китая в 1931–1933 гг. НСДАП и А.
Гитлер. «Пивной» путч. Приход нацистов к власти. Поджог Рейхстага. «Ночь длинных
ножей». Нюрнбергские законы. Нацистская диктатура в Германии. Подготовка Германии к
войне.
«Народный фронт» и Гражданская война в Испании
Борьба с фашизмом в Австрии и Франции. VII Конгресс Коминтерна. Политика «Народного
фронта». Революция в Испании. Победа «Народного фронта» в Испании. Франкистский
мятеж и фашистское вмешательство. Социальные преобразования в Испании. Политика
«невмешательства». Советская помощь Испании. Оборона Мадрида. Сражения при
Гвадалахаре и на Эбро. Поражение Испанской республики.
Политика «умиротворения» агрессора
Создание оси Берлин–Рим–Токио. Оккупация Рейнской зоны. Аншлюс Австрии. Судетский
кризис. Мюнхенское соглашение и его последствия. Присоединение Судетской области к
Германии. Ликвидация независимости Чехословакии. Итало-эфиопская война. Японокитайская война и советско-японские конфликты. Британско-франко-советские переговоры в
Москве. Советско-германский договор о ненападении и его последствия. Раздел Восточной
Европы на сферы влияния Германии и СССР.
Развитие культуры в первой трети ХХ в.
Основные направления в искусстве. Модернизм, авангардизм, сюрреализм, абстракционизм,
реализм. Психоанализ. Потерянное поколение. Ведущие деятели культуры первой трети ХХ
в. Тоталитаризм и культура. Массовая культура. Олимпийское движение.
Вторая мировая война
Начало Второй мировой войны
Причины Второй мировой войны. Стратегические планы основных воюющих сторон.
Блицкриг. «Странная война», «линия Мажино». Разгром Польши. Присоединение к СССР
Западной Белоруссии и Западной Украины. Советско-германский договор о дружбе и
границе. Конец независимости стран Балтии, присоединение Бессарабии и Северной
Буковины к СССР. Советско-финляндская война и ее международные последствия. Захват

Германией Дании и Норвегии. Разгром Франции и ее союзников. Германо-британская борьба
и захват Балкан. Битва за Британию. Рост советско-германских противоречий.
Начало Великой Отечественной войны и войны на Тихом океане
Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США и его причины. Пёрл-Харбор.
Формирование Антигитлеровской коалиции и выработка основ стратегии союзников. Лендлиз. Идеологическое и политическое обоснование агрессивной политики нацистской
Германии. Планы Германии в отношении СССР. План «Ост». Планы союзников Германии и
позиция нейтральных государств.
Коренной перелом в войне
Сталинградская битва. Курская битва. Война в Северной Африке. Сражение при ЭльАламейне. Стратегические бомбардировки немецких территорий. Высадка в Италии и
падение режима Муссолини. Перелом в войне на Тихом океане. Тегеранская конференция.
«Большая тройка». Каирская декларация. Роспуск Коминтерна.
Жизнь во время войны. Сопротивление оккупантам
Условия жизни в СССР, Великобритании и Германии. «Новый порядок». Нацистская
политика геноцида, холокоста. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая
миграция и насильственные переселения. Массовые расстрелы военнопленных и
гражданских лиц. Жизнь на оккупированных территориях. Движение Сопротивления и
коллаборационизм. Партизанская война в Югославии. Жизнь в США и Японии. Положение в
нейтральных государствах.
Разгром Германии, Японии и их союзников
Открытие Второго фронта и наступление союзников. Переход на сторону антигитлеровской
коалиции Румынии и Болгарии, выход из войны Финляндии. Восстания в Париже, Варшаве,
Словакии. Освобождение стран Европы. Попытка переворота в Германии 20 июля 1944 г.
Бои в Арденнах. Висло-Одерская операция. Ялтинская конференция. Роль СССР в разгроме
нацистской Германии и освобождении Европы. Противоречия между союзниками по
Антигитлеровской коалиции. Разгром Германии и взятие Берлина. Капитуляция Германии.
Наступление союзников против Японии. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.
Вступление СССР в войну против Японии и разгром Квантунской армии. Капитуляция
Японии. Нюрнбергский трибунал и Токийский процесс над военными преступниками
Германии и Японии. Потсдамская конференция. Образование ООН. Цена Второй мировой
войны для воюющих стран. Итоги войны.
Соревнование социальных систем
Начало «холодной войны»
Причины «холодной войны». План Маршалла. Гражданская война в Греции. Доктрина
Трумэна.
Политика
сдерживания.
«Народная
демократия»
и
установление
коммунистических режимов в Восточной Европе. Раскол Германии. Коминформ. Советскоюгославский конфликт. Террор в Восточной Европе. Совет экономической взаимопомощи.
НАТО. «Охота на ведьм» в США.
Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы
Гонка вооружений. Испытания атомного и термоядерного оружия в СССР. Ослабление
международной напряженности после смерти И. Сталина. Нормализация советскоюгославских отношений. Организация Варшавского договора. Ракетно-космическое
соперничество. Первый искусственный спутник Земли. Первый полет человека в космос.
«Доктрина Эйзенхауэра». Визит Н. Хрущева в США. Ухудшение советско-американских
отношений в 1960–1961 гг. Д. Кеннеди. Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о
запрещении ядерных испытаний в трех средах.
Дальний Восток в 40–70-е гг. Войны и революции
Гражданская война в Китае. Образование КНР. Война в Корее. Национальноосвободительные и коммунистические движения в Юго-Восточной Азии. Индокитайские
войны. Поражение США и их союзников в Индокитае. Советско-китайский конфликт.
«Разрядка»

Причины «разрядки». Визиты Р. Никсона в КНР и СССР. Договор ОСВ-1 и об ограничении
ПРО. Новая восточная политика ФРГ. Хельсинкский акт. Договор ОСВ-2. Ракетный кризис в
Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Возвращение к политике «холодной войны».
Западная Европа и Северная Америка в 50–80-е годы ХХ века
«Общество потребления». Возникновение Европейского экономического сообщества.
Германское «экономическое чудо». Возникновение V республики во Франции.
Консервативная и трудовая Великобритания. «Скандинавская модель» общественнополитического и социально-экономического развития.
Проблема прав человека. «Бурные шестидесятые». Движение за гражданские права в США.
Новые течения в обществе и культуре.
Информационная революция. Энергетический кризис. Экологический кризис и зеленое
движение. Экономические кризисы 1970-х – начала 1980-х гг. Демократизация стран Запада.
Падение диктатур в Греции, Португалии и Испании. Неоконсерватизм. Внутренняя
политика Р. Рейгана.
Достижения и кризисы социалистического мира
«Реальный социализм». Волнения в ГДР в 1953 г. ХХ съезд КПСС. Кризисы и восстания в
Польше и Венгрии в 1956 г. «Пражская весна» 1968 г. и ее подавление. Движение
«Солидарность» в Польше. Югославская модель социализма. Разрыв отношений Албании с
СССР.
Строительство социализма в Китае. Мао Цзэдун и маоизм. «Культурная революция».
Рыночные реформы в Китае. Коммунистический режим в Северной Корее. Полпотовский
режим в Камбодже.
Перестройка в СССР и «новое мышление». Экономические и политические последствия
реформ в Китае. Антикоммунистические революции в Восточной Европе. Распад
Варшавского договора, СЭВ и СССР. Воссоздание независимых государств Балтии. Общие
черты демократических преобразований. Изменение политической карты мира. Распад
Югославии и войны на Балканах. Агрессия НАТО против Югославии.
Латинская Америка в 1950–1990-е гг.
Положение стран Латинской Америки в середине ХХ века. Аграрные реформы и
импортзамещающая индустриализация. Революция на Кубе. Социалистические движения в
Латинской Америке. «Аргентинский парадокс». Экономические успехи и неудачи
латиноамериканских стран. Диктатуры и демократизация в Южной Америке. Революции и
гражданские войны в Центральной Америке.
Страны Азии и Африки в 1940–1990-е гг.
Колониальное общество. Роль итогов войны в подъеме антиколониальных движений в
Тропической и Южной Африке. Крушение колониальной системы и ее последствия. Выбор
пути развития. Попытки создания демократии и возникновение диктатур в Африке.
Система апартеида на юге Африки. Страны социалистической ориентации. Конфликт на
Африканском Роге. Этнические конфликты в Африке.
Арабские страны и возникновение государства Израиль. Антиимпериалистическое
движение в Иране. Суэцкий конфликт. Арабо-израильские войны и попытки урегулирования
на Ближнем Востоке. Палестинская проблема. Модернизация в Турции и Иране. Исламская
революция в Иране. Кризис в Персидском заливе и войны в Ираке.
Обретение независимости странами Южной Азии. Д. Неру и его преобразования.
Конфронтация между Индией и Пакистаном, Индией и КНР. Реформы И. Ганди. Индия в
конце ХХ в. Индонезия при Сукарно и Сухарто. Страны Юго-Восточной Азии после войны в
Индокитае.
Япония после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета Японии. Проблема
Курильских островов. Японское экономическое чудо. Кризис японского общества. Развитие
Южной Кореи. «Тихоокеанские драконы».
Современный мир
Глобализация конца ХХ – начала XXI вв. Информационная революция, Интернет.
Экономические кризисы 1998 и 2008 гг. Успехи и трудности интеграционных процессов в
Европе, Евразии, Тихоокеанском и Атлантическом регионах. Изменение системы
международных отношений. Модернизационные процессы в странах Азии. Рост влияния

Китая на международной арене. Демократический и левый повороты в Южной Америке.
Международный терроризм. Война в Ираке. «Цветные революции». «Арабская весна» и ее
последствия. Постсоветское пространство: политическое и социально-экономическое
развитие, интеграционные процессы, кризисы и военные конфликты. Россия в современном
мире.
История России
Россия в годы «великих потрясений». 1914–1921
Россия в Первой мировой войне
Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну.
Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на австрогерманском и кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский
прорыв и его значение. Массовый героизм воинов. Национальные подразделения и женские
батальоны в составе русской армии. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и
изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии.
Власть, экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование
военно-промышленных комитетов. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом.
Содействие гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи
фронту. Благотворительность. Введение государством карточной системы снабжения в
городе и разверстки в деревне. Война и реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание
экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъема к
усталости и отчаянию от войны. Кадровая чехарда в правительстве.
Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти. «Прогрессивный
блок» и его программа. Распутинщина и десакрализация власти. Эхо войны на окраинах
империи: восстание в Средней Азии и Казахстане. Политические партии и война: оборонцы,
интернационалисты и «пораженцы». Влияние большевистской пропаганды. Возрастание
роли армии в жизни общества.
Великая российская революция 1917 г.
Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и
субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как
революционизирующий фактор.
Национальные и конфессиональные проблемы.
Незавершенность и противоречия модернизации. Основные социальные слои, политические
партии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г.
Февраль – март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи.
Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные
регионы. Революционная эйфория. Формирование Временного правительства и программа
его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты.
Весна – лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте влияния большевиков во
главе с В.И. Лениным. Июльский кризис и конец «двоевластия». православная церковь.
Всероссийский Поместный собор и восстановление патриаршества. Выступление
Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России
республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства
и взятие власти большевиками («октябрьская революция»). Создание коалиционного
правительства большевиков и левых эсеров. В.И. Ленин как политический деятель.
Первые революционные преобразования большевиков
Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований. Первые
мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию.
Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых
обязательств Российской империи. Национализация промышленности.
«Декрет о земле» и принципы наделения крестьян землей. Отделение церкви от государства
и школы от церкви.
Созыв и разгон Учредительного собрания
Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. Слабость центра и
формирование «многовластия» на местах. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с

контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и
территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г.
Гражданская война и ее последствия
Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 – весной 1918 г.: Центр,
Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Средняя
Азия. Начало формирования основных очагов сопротивления большевикам. Ситуация на
Дону. Позиция Украинской Центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса.
Гражданская война как общенациональная катастрофа. Человеческие потери. Причины,
этапы и основные события Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра
антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения. Идеология Белого
движения. Комуч, Директория, правительства А.В. Колчака, А.И. Деникина и П.Н. Врангеля.
Положение населения на территориях антибольшевистских сил. Повстанчество в
Гражданской войне. Будни села: «красные» продотряды и «белые» реквизиции. Политика
«военного коммунизма». Продразверстка, принудительная трудовая повинность, сокращение
роли денежных расчетов и административное распределение товаров и услуг. «Главкизм».
Разработка плана ГОЭЛРО. Создание регулярной Красной Армии. Использование
военспецов. Выступление левых эсеров. Террор «красный» и «белый» и его масштабы.
Убийство царской семьи. Ущемление прав Советов в пользу чрезвычайных органов – ЧК,
комбедов и ревкомов. Особенности Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней
Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке. Польско-советская война. Поражение армии Врангеля
в Крыму.
Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Национальный
фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и ее значение. Эмиграция и
формирование Русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в
конце 1921–1922 гг.
Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма»
«Несвоевременные мысли» М. Горького. Создание Государственной комиссии по
просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда
коммунистических идей. «Окна сатиры РОСТА». План монументальной пропаганды.
Национализация театров и кинематографа. Издание «Народной библиотеки».
Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и секуляризация
жизни общества. Ликвидация сословных привилегий. Законодательное закрепление
равноправия полов. Повседневная жизнь и общественные настроения. Городской быт:
бесплатный транспорт, товары по карточкам, субботники и трудовые мобилизации.
Деятельность Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной напряженности в
деревне. Кустарные промыслы как средство выживания. Голод, «черный рынок» и
спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности. Влияние военной обстановки на
психологию населения.
Наш край в годы революции и Гражданской войны.
Советский Союз в 1920–1930-е гг.
СССР в годы нэпа. 1921–1928
Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая
ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921–1922 гг. и его преодоление.
Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование
священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др.
Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от «военного коммунизма» и переход к новой
экономической политике (нэп). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных
отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразверстки в деревне
единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая
реформа 1922–1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов
развития народного хозяйства. Попытки внедрения научной организации труда (НОТ) на
производстве. Учреждение в СССР звания «Герой Труда» (1927 г., с 1938 г. – Герой
Социалистического Труда).

Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г.
Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е
гг. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве.
Административно-территориальные реформы 1920-х гг. Ликвидация небольшевистских
партий и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В.И. Ленина
и борьба за власть. В.И. Ленин в оценках современников и историков. Ситуация в партии и
возрастание роли партийного аппарата. Роль И.В. Сталина в создании номенклатуры.
Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг. Социальная политика большевиков.
Положение рабочих и крестьян. Эмансипация женщин. Молодежная политика. Социальные
«лифты». Становление системы здравоохранения. Охрана материнства и детства. Борьба
с беспризорностью и преступностью. Организация детского досуга. Меры по сокращению
безработицы. Положение бывших представителей «эксплуататорских классов». Лишенцы.
Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и
ТОЗы. Отходничество. Сдача земли в аренду.
Советский Союз в 1929–1941 гг.
«Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного администрирования.
Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика. Создание
рабочих и инженерных кадров. Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы.
Ликвидация частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение
карточной системы. Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия.
«Раскулачивание». Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя.
Создание МТС. Национальные и региональные особенности коллективизации. Голод в
СССР в 1932–1933 гг. как следствие коллективизации. Крупнейшие стройки первых
пятилеток в центре и национальных республиках. Днепрострой, Горьковский автозавод.
Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Турксиб. Строительство
Московского метрополитена. Создание новых отраслей промышленности. Иностранные
специалисты и технологии на стройках СССР. Милитаризация народного хозяйства,
ускоренное развитие военной промышленности. Результаты, цена и издержки
модернизации. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ликвидация
безработицы. Успехи и противоречия урбанизации. Утверждение «культа личности»
Сталина. Малые «культы» представителей советской элиты и региональных
руководителей. Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы
госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание
«Краткого курса истории ВКП(б)» и усиление идеологического контроля над обществом.
Введение паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937–1938 гг.
«Национальные операции» НКВД. Результаты репрессий на уровне регионов и
национальных республик. Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ: социальнополитические и национальные характеристики его контингента. Роль принудительного
труда в осуществлении индустриализации и в освоении труднодоступных территорий.
Советская социальная и национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные
достижения. Конституция СССР 1936 г.
Культурное пространство советского общества в 1920–1930-е гг. Повседневная жизнь и
общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни. Нэпманы и
отношение к ним в обществе. «Коммунистическое чванство». Падение трудовой
дисциплины. Разрушение традиционной морали. Отношение к семье, браку, воспитанию
детей. Советские обряды и праздники. Наступление на религию. «Союз воинствующих
безбожников». Обновленческое движение в церкви. Положение нехристианских конфессий.
Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью.
Сельские избы-читальни. Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре
(конструктивизм). Достижения в области киноискусства. Культурная революция и ее
особенности в национальных регионах. Советский авангард. Создание национальной
письменности и смена алфавитов. Деятельность Наркомпроса. Рабфаки. Культура и
идеология. Академия наук и Коммунистическая академия, Институты красной профессуры.
Создание «нового человека». Пропаганда коллективистских ценностей. Воспитание
интернационализма и советского патриотизма. Общественный энтузиазм периода первых

пятилеток. Рабселькоры. Развитие спорта. Освоение Арктики. Рекорды летчиков. Эпопея
«челюскинцев». Престижность военной профессии и научно-инженерного труда.
Учреждение звания Герой Советского Союза (1934 г.) и первые награждения.
Культурная революция. От обязательного начального образования – к массовой средней
школе. Установление жесткого государственного контроля над сферой литературы и
искусства. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры.
Социалистический реализм как художественный метод. Литература и кинематограф 1930-х
годов. Культура русского зарубежья. Наука в 1930-е гг. Академия наук СССР. Создание
новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и др. Выдающиеся ученые и
конструкторы гражданской и военной техники. Формирование национальной
интеллигенции. Общественные настроения. Повседневность 1930-х годов. Снижение уровня
доходов населения по сравнению с периодом нэпа. Потребление и рынок. Деньги, карточки и
очереди. Из деревни в город: последствия вынужденного переселения и миграции населения.
Жилищная проблема. Условия труда и быта на стройках пятилеток. Коллективные формы
быта. Возвращение к «традиционным ценностям» в середине 1930-х гг. Досуг в городе.
Парки культуры и отдыха. ВСХВ в Москве. Образцовые универмаги. Пионерия и комсомол.
Военно-спортивные организации. Материнство и детство в СССР. Жизнь в деревне.
Трудодни. Единоличники. Личные подсобные хозяйства колхозников.
Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы. Внешняя политика: от курса на мировую
революцию к концепции «построения социализма в одной стране». Деятельность
Коминтерна как инструмента мировой революции. Проблема «царских долгов». Договор в
Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. «Военная тревога» 1927 г. Вступление
СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему
коллективной безопасности в Европе. Советские добровольцы в Испании и Китае.
Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в
конце 1930-х гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного производства и
освоения новой техники. Ужесточение трудового законодательства. Нарастание негативных
тенденций в экономике. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции
СССР. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Включение в
состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины
и Западной Белоруссии. Катынская трагедия. «Зимняя война» с Финляндией.
Наш край в 1920–1930-е гг.
Великая Отечественная война. 1941–1945
Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Первый период войны (июнь
1941 – осень 1942). План «Барбаросса». Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г.
Брестская крепость. Массовый героизм воинов – всех народов СССР. Причины поражений
Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства страны,
образование Государственного комитета обороны. И.В. Сталин – Верховный
главнокомандующий. Роль партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий
народного ополчения. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней.
Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов
«молниеносной войны».
Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7
ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки
под Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой–весной 1942 г. Неудача
Ржевско-Вяземской операции. Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы. Блокада
Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. «Дорога
жизни». Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и
ресурсов. Введение норм военной дисциплины на производстве и транспорте. Нацистский
оккупационный режим. «Генеральный план Ост». Массовые преступления гитлеровцев
против советских граждан. Лагеря уничтожения. Холокост. Этнические чистки на
оккупированной территории СССР. Нацистский плен. Уничтожение военнопленных и
медицинские эксперименты над заключенными. Угон советских людей в Германию.

Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Начало массового сопротивления
врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развертывание партизанского движения. Коренной
перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.). Сталинградская битва. Германское наступление
весной–летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона
Сталинграда. «Дом Павлова». Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и
наступление на Ржевском направлении. Разгром окруженных под Сталинградом
гитлеровцев. Итоги и значение победы Красной Армии под Сталинградом. Битва на Курской
дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые сражения под
Прохоровкой и Обоянью. Переход советских войск в наступление. Итоги и значение
Курской битвы. Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование
Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной армии летом–осенью 1943 г.
Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления
Ленинграда. Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье
в крупных городах. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом.
Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы. Создание гитлеровцами воинских
формирований из советских военнопленных. Генерал Власов и Русская освободительная
армия. Судебные процессы на территории СССР над военными преступниками и
пособниками оккупантов в 1943–1946 гг. Человек и война: единство фронта и тыла. «Всё для
фронта, всё для победы!». Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в
промышленном и сельскохозяйственном производстве. Самоотверженный труд ученых.
Помощь населения фронту. Добровольные взносы в фонд обороны. Помощь эвакуированным.
Повседневность военного времени. Фронтовая повседневность. Боевое братство. Женщины
на войне. Письма с фронта и на фронт. Повседневность в советском тылу. Военная
дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение в
деревне. Стратегии выживания в городе и на селе. Государственные меры и общественные
инициативы по спасению детей. Создание Суворовских и Нахимовских училищ. Культурное
пространство войны. Песня «Священная война» – призыв к сопротивлению врагу. Советские
писатели, композиторы, художники, ученые в условиях войны. Фронтовые корреспонденты.
Выступления фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и фольклор. Кино
военных лет. Государство и церковь в годы войны. Избрание на патриарший престол
митрополита Сергия (Страгородского) в 1943 г. Патриотическое служ служение
представителей религиозных конфессий. Культурные и научные связи с союзниками. СССР и
союзники. Проблема второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская конференция 1943 г.
Французский авиационный полк «Нормандия-Неман», а также польские и чехословацкие
воинские части на советско-германском фронте.
Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны.
Завершение освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и
Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в
Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Боевое
содружество советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на
Эльбе. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Висло-Одерская операция.
Капитуляция Германии. Репатриация советских граждан в ходе войны и после ее окончания.
Война и общество. Военно-экономическое превосходство СССР над Германией в 1944–1945
гг. Восстановление хозяйства в освобожденных районах. Начало советского «Атомного
проекта». Реэвакуация и нормализация повседневной жизни. ГУЛАГ. Депортация
«репрессированных народов». Взаимоотношения государства и церкви. Поместный собор
1945 г. Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская
конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии. Обязательство Советского Союза
выступить против Японии. Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии.
Политика денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре
«Д»). Решение проблемы репараций. Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской
армии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение
Курил. Ядерные бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия.
Создание ООН. Конференция в Сан-Франциско в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки

«холодной войны». Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Осуждение главных
военных преступников.
Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу
антигитлеровской коалиции над фашизмом. Людские и материальные потери. Изменения
политической карты Европы.
Наш край в годы Великой Отечественной войны.
Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг. «Поздний сталинизм» (1945–1953)
Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и
настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Эйфория
Победы. Разруха. Обострение жилищной проблемы. Демобилизация армии. Социальная
адаптация фронтовиков. Положение семей «пропавших без вести» фронтовиков.
Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост
преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и
переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального
потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Помощь не затронутых
войной национальных республик в восстановлении западных регионов СССР. Репарации, их
размеры и значение для экономики. Советский «атомный проект», его успехи и его значение.
Начало гонки вооружений. Положение на послевоенном потребительском рынке. Колхозный
рынок. Государственная и коммерческая торговля. Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и
отмена карточной системы (1947 г.). Сталин и его окружение. Ужесточение
административно-командной системы. Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление
идеологического контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с
«космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского комитета.
Т.Д. Лысенко и «лысенковщина». Сохранение на период восстановления разрушенного
хозяйства трудового законодательства военного времени. Союзный центр и национальные
регионы: проблемы взаимоотношений. Положение в «старых» и «новых» республиках. Рост
влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН. Начало «холодной войны».
«Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование биполярного мира. Советизация
Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со странами «народной демократии».
Создание Совета экономической взаимопомощи. Конфликт с Югославией. Коминформбюро.
Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского
договора. Война в Корее.
И.В. Сталин в оценках современников и историков.
«Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х
Смерть Сталина и настроения в обществе. Смена политического курса. Борьба за власть в
советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. Первые признаки
наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало критики
сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Реакция на доклад
Хрущева в стране и мире. Частичная десталинизация: содержание и противоречия.
Внутрипартийная демократизация. Начало реабилитации жертв массовых политических
репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных народов.
Особенности национальной политики. Попытка отстранения Н.С. Хрущева от власти в 1957
г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной власти Хрущева.
Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы.
«Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции.
Поэтические вечера в Политехническом музее. Образование и наука. Приоткрытие
«железного занавеса». Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Популярные
формы досуга. Развитие внутреннего и международного туризма. Учреждение
Московского кинофестиваля. Роль телевидения в жизни общества. Легитимация моды и
попытки создания «советской моды». Неофициальная культура. Неформальные формы
общественной жизни: «кафе» и «кухни». «Стиляги». Хрущев и интеллигенция.
Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь. Диссиденты. Самиздат и «тамиздат».

Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать
Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель.
Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научно-технической политике.
Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало
освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю.А. Гагарина и
первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой. Первые советские ЭВМ. Появление
гражданской реактивной авиации. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей.
Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам.
Расширение прав союзных республик. Изменения в социальной и профессиональной
структуре советского общества к началу 1960-х гг. Преобладание горожан над сельским
населением. Положение и проблемы рабочего класса, колхозного крестьянства и
интеллигенции. Востребованность научного и инженерного труда. Расширение системы
ведомственных НИИ. ХХII Съезд КПСС и программа построения коммунизма в СССР.
Воспитание «нового человека». Бригады коммунистического труда. Общественные формы
управления. Социальные программы. Реформа системы образования. Движение к
«государству благосостояния»: мировой тренд и специфика советского «социального
государства». Общественные фонды потребления. Пенсионная реформа. Массовое
жилищное строительство. «Хрущевки». Рост доходов населения и дефицит товаров
народного потребления. Внешняя политика. Новый курс советской внешней политики: от
конфронтации к диалогу. Поиски нового международного имиджа страны. СССР и страны
Запада. Международные военно-политические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного
сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.).
СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад
колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец «оттепели». Нарастание
негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские события.
Смещение Н.С. Хрущева и приход к власти Л.И. Брежнева. Оценка Хрущева и его реформ
современниками и историками.
Наш край в 1953–1964 гг.
Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х
Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски
идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы
1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики. «Косыгинская реформа». Конституция
СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма». Попытки изменения вектора социальной
политики. Уровень жизни: достижения и проблемы. Нарастание застойных тенденций в
экономике и кризис идеологии. Рост теневой экономики. Ведомственный монополизм.
Замедление темпов развития. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели.
Новые попытки реформирования экономики. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности
развития агропромышленного комплекса. Советские научные и технические приоритеты.
МГУ им М.В. Ломоносова. Академия наук СССР. Новосибирский Академгородок. Замедление
научно-технического прогресса в СССР. Отставание от Запада в производительности труда.
«Лунная гонка» с США. Успехи в математике. Создание топливно-энергетического
комплекса (ТЭК).
Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в деревне. Рост
социальной мобильности. Миграция населения в крупные города и проблема
«неперспективных деревень». Популярные формы досуга населения. Уровень жизни разных
социальных слоев. Социальное и экономическое развитие союзных республик.
Общественные настроения. Трудовые конфликты и проблема поиска эффективной
системы производственной мотивации. Отношение к общественной собственности.
«Несуны». Потребительские тенденции в советском обществе. Дефицит и очереди.
Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в СССР.
Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей.
Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и др.).
Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления. А.Д. Сахаров и А.И.

Солженицын. Религиозные искания. Национальные движения. Борьба с инакомыслием.
Судебные процессы. Цензура и самиздат.
Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией.
Возрастание международной напряженности. «Холодная война» и мировые конфликты.
«Доктрина Брежнева». «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР.
Конфликт с Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика
«разрядки». Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по
безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан.
Подъем антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских
режимов. Л.И. Брежнев в оценках современников и историков.
Наш край в 1964–1985 гг.
Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991)
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической сферах.
Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской
экономики. М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания
1985 г. и ее противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в
политической и государственной сферах. Законы о госпредприятии и об индивидуальной
трудовой деятельности. Появление коммерческих банков. Принятие закона о приватизации
государственных предприятий. Гласность и плюрализм мнений. Политизация жизни и
подъем гражданской активности населения. Массовые митинги, собрания. Либерализация
цензуры. Общественные настроения и дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в
идеологии. Концепция социализма «с человеческим лицом». Вторая волна десталинизации.
История страны как фактор политической жизни. Отношение к войне в Афганистане.
Неформальные политические объединения. «Новое мышление» Горбачева. Отказ от
идеологической конфронтации двух систем и провозглашение руководством СССР
приоритета общечеловеческих ценностей над классовым подходом. Изменения в советской
внешней политике. Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и организации
Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из
Центральной и Восточной Европы. Завершение «холодной войны». Отношение к М.С.
Горбачеву и его внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире. Демократизация
советской политической системы. XIX конференция КПСС и ее решения. Альтернативные
выборы народных депутатов. Съезды народных депутатов – высший орган государственной
власти. Первый съезд народных депутатов СССР и его значение. Образование оппозиционной
Межрегиональной депутатской группы. Демократы «первой волны», их лидеры и
программы. Раскол в КПСС. Подъем национальных движений, нагнетание
националистических и сепаратистских настроений. Проблема Нагорного Карабаха и
попытки
ее
решения
руководством
СССР.
Обострение
межнационального
противостояния: Закавказье, Прибалтика, Украина, Молдавия. Позиция республиканских
лидеров и национальных элит. Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й
статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление многопартийности.
Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных
депутатов РСФСР и его решения. Б.Н. Ельцин – единый лидер демократических сил.
Противостояние союзной (Горбачев) и российской (Ельцин) власти. Введение поста
президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Учреждение в РСФСР
Конституционного суда и складывание системы разделения властей. Дестабилизирующая
роль «войны законов» (союзного и республиканского законодательства). Углубление
политического кризиса.
Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение независимости
Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация на Северном Кавказе. Декларация о
государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновлении Союза ССР. План
«автономизации» – предоставления автономиям статуса союзных республик. НовоОгаревский процесс и попытки подписания нового Союзного договора. «Парад
суверенитетов». Референдум о сохранении СССР и введении поста президента РСФСР.
Избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР. Превращение экономического кризиса в стране

в ведущий политический фактор. Нарастание разбалансированности в экономике.
Государственный и коммерческий секторы. Конверсия оборонных предприятий. Введение
карточной системы снабжения. Реалии 1991 г.: конфискационная денежная реформа,
трехкратное повышение государственных цен, пустые полки магазинов и усталость
населения от усугубляющихся проблем на потребительском рынке. Принятие
принципиального решения об отказе от планово-директивной экономики и переходе к рынку.
Разработка союзным и российским руководством программ перехода к рыночной экономике.
Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый этап в
государственно-конфессиональных отношениях.
Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа
Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачева. Распад КПСС. Ликвидация
союзного правительства и центральных органов управления, включая КГБ СССР.
Референдум о независимости Украины. Оформление фактического распада СССР и создание
СНГ (Беловежское и Алма-Атинское соглашения). Реакция мирового сообщества на распад
СССР. Решение проблемы советского ядерного оружия. Россия как преемник СССР на
международной арене. Горбачев, Ельцин и «перестройка» в общественном сознании.
М.С. Горбачев в оценках современников и историков.
Наш край в 1985–1991 гг.
Российская Федерация в 1992–2012 гг.
Становление новой России (1992–1999)
Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие
ветвей власти на первом этапе преобразований. Предоставление Б.Н. Ельцину
дополнительных полномочий для успешного проведения реформ. Правительство
реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических
преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация.
Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня населения.
Безработица. «Черный» рынок и криминализация жизни. Рост недовольства граждан
первыми результатами экономических реформ. Особенности осуществления реформ в
регионах России.
От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в 1992–
1993 гг. Решение Конституционного суда РФ по «делу КПСС». Нарастание политикоконституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский
референдум 1993 г. – попытка правового разрешения политического кризиса. Указ Б.Н.
Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом. Возможность мирного выхода из
политического кризиса. «Нулевой вариант». Позиция регионов. Посреднические усилия
Русской православной церкви. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Обстрел Белого
дома. Последующее решение об амнистии участников октябрьских событий 1993 г.
Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993 года.
Ликвидация Советов и создание новой системы государственного устройства. Принятие
Конституции России 1993 года и ее значение. Полномочия президента как главы
государства и гаранта Конституции. Становление российского парламентаризма.
Разделение властей. Проблемы построения федеративного государства. Утверждение
государственной символики.
Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг. Обострение межнациональных и
межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора (1992) и
отдельных соглашений центра с республиками. Договор с Татарстаном как способ
восстановления
федеративных отношений
с
республикой
и
восстановления
территориальной целостности страны. Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации.
Опасность исламского фундаментализма. Восстановление конституционного порядка в
Чеченской Республике. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики.
Роль иностранных займов. Проблема сбора налогов и стимулирования инвестиций.
Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых цен на
энергоносители. Сегментация экономики на производственный и энергетический секторы.
Положение крупного бизнеса и мелкого предпринимательства. Ситуация в российском

сельском хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта продовольствия. Финансовые
пирамиды и залоговые аукционы. Вывод денежных активов из страны. Дефолт 1998 г. и его
последствия. Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях реформ.
Общественные настроения в зеркале социологических исследований. Представления о
либерализме и демократии. Проблемы формирования гражданского общества. Свобода
СМИ. Свобода предпринимательской деятельности. Возможность выезда за рубеж.
Безработица и деятельность профсоюзов. Кризис образования и науки. Социальная
поляризация общества и смена ценностных ориентиров. Безработица и детская
беспризорность. «Новые русские» и их образ жизни. Решение проблем социально
незащищенных слоев. Проблемы русскоязычного населения в бывших республиках СССР.
Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России суверенным
государством. Россия – правопреемник СССР на международной арене. Значение сохранения
Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание
Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России к «большой семерке». Усиление
антизападных настроений как результат бомбежек Югославии и расширения НАТО на
Восток. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военнополитическое сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор российской внешней
политики в 1990-е гг. Российская многопартийность и строительство гражданского
общества. Основные политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы.
Кризис центральной власти. Президентские выборы 1996 г. Политтехнологии.
«Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Правительства В.С. Черномырдина и
Е.М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических
группировок с территории Чечни в Дагестан. Выборы в Государственную Думу 1999 г.
Добровольная отставка Б.Н. Ельцина.
Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков.
Наш край в 1992–1999 гг.
Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи модернизации
Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В.В. Путина.
Президентство Д.А. Медведева. Президентские выборы 2012 г. Избрание В.В. Путина
президентом. Государственная Дума. Многопартийность. Политические партии и электорат.
Федерализм и сепаратизм. Восстановление единого правового пространства страны.
Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза. Построение
вертикали власти и гражданское общество. Стратегия развития страны. Экономическое развитие
в 2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии. Экономический
подъем 1999–2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль нефтегазового сектора и
задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной
экономики. Человек и общество в конце XX – начале XXI в. Новый облик российского общества
после распада СССР. Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая
миграция. Миграционная политика. Основные принципы и направления государственной
социальной политики. Реформы здравоохранения. Пенсионные реформы. Реформирование
образования и науки и его результаты. Особенности развития культуры. Демографическая
статистика. Снижение средней продолжительности жизни и тенденции депопуляции.
Государственные программы демографического возрождения России. Разработка семейной
политики и меры по поощрению рождаемости. Пропаганда спорта и здорового образа жизни.
Олимпийские и паралимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи. Повседневная жизнь. Качество,
уровень жизни и размеры доходов разных слоев населения. Общественные представления и
ожидания в зеркале социологии. Постановка государством вопроса о социальной
ответственности бизнеса.
Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном информационном
пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация.
Внешняя политика в конце XX – начале XXI в. Внешнеполитический курс В.В. Путина.
Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях.
Современная концепция российской внешней политики в условиях многополярного мира.
Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов.

Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. СНГ и ЕврАзЭС. Отношения с США и
Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы. Деятельность «большой двадцатки».
Переговоры о вступлении в ВТО. Дальневосточное и другие направления политики России.
Культура и наука России в конце XX – начале XXI в. Повышение общественной роли СМИ
как «четвертой власти». Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в развитии
образования и науки. Система платного образования. Сокращение финансирования науки,
падение престижа научного труда. «Утечка мозгов» за рубеж. Основные достижения
российских ученых и невостребованность результатов их открытий. Религиозные
конфессии и повышение их роли в жизни страны. Предоставление церкви налоговых льгот.
Передача государством зданий и предметов культа для религиозных нужд. Особенности
развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра,
изобразительного искусства. Процессы глобализации и массовая культура.
Наш край в 2000–2012 гг.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, личностные результаты:
1. Гражданское воспитание, патриотическое воспитание:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека: ценностное отношение к своей малой родине, семейным традициям;
государственной символике, родному языку, к России; элементарные представления о
культурном достоянии малой Родины; первоначальный опыт постижения ценностей
национальной культуры; первоначальный опыт участия в межкультурной коммуникации и
умение представлять родную культуру; начальные представления о правах и обязанностях
человека и гражданина.
2. Духовно-нравственное воспитание:
Воспитание нравственных чувств и этического сознания: элементарные
представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об
этических нормах взаимоотношений в семье, классе, школе, а также между носителями
разных культур; первоначальные представления о гуманистическом мировоззрении:
доброта, желание доставить радость людям; бережное, гуманное отношение ко всему
живому; великодушие, сочувствие; товарищество и взаимопомощь; стремление делать
правильный нравственный выбор: способность анализировать нравственную сторону своих
поступков и поступков других людей; почтительное отношение к родителям, уважительное
отношение к старшим, заботливое отношение к младшим; нравственно-этический опыт
взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии
с общепринятыми нравственными этическими нормами; доброжелательное отношение к
другим участникам учебной и игровой деятельности на основе этических норм.
Воспитание уважения к культуре народов англоязычных стран: элементарные
представления о культурном достоянии англоязычных стран; первоначальный опыт
межкультурной коммуникации; уважение к иному мнению и культуре других народов.
3. Эстетическое воспитание:
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): элементарные представления
об эстетических и художественных ценностях родной культуры и культуры англоязычных
стран; первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, детского
фольклора, памятников культуры; первоначальный опыт самореализации в различных видах
творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных
видах творчества; мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и
семьи; отношение к учёбе как творческой деятельности.
4. Трудовое воспитание:
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду, учёбе и творчеству, трудолюбие; потребности и начальные
умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка
видах творческой деятельности; дисциплинированность, последовательность, настойчивость
и самостоятельность; первоначальный опыт участия в учебной деятельности по овладению
иностранным языком и осознание её значимости для личности учащегося; первоначальные

навыки сотрудничества в процессе учебной и игровой деятельности со сверстниками и
взрослыми; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к
школьному имуществу, учебникам, личным вещам; мотивация к самореализации в
познавательной и учебной деятельности; любознательность и стремление расширять
кругозор.
5. Экологическое воспитание:
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание): ценностное отношение к природе; первоначальный опыт эстетического,
эмоционально-нравственного отношения к природе.
6. Ценности научного познания:
Расширяют общий кругозор, знакомясь с некоторыми знаменательными событиями
российской и мировой истории, знаменитыми учеными и их открытиями;

Тематическое планирование 10 класс
№
п/п

1
2
3
4
5
6

1
2
3
4
5

Раздел, темы

Примерная
программа

Рабочая
программа

Новейшая история
Мир накануне и в годы Первой мировой
войны
Межвоенный период (1918–1939)
Вторая мировая война
История России
Россия в годы «великих потрясений». 1914–
1921
Советский Союз в 1920–1930-е гг.
Великая Отечественная война. 1941–1945
Всего
Тематическое планирование 11 класс.
Раздел, темы

-

24
8

-

11
5
46
11

-

20
15
70

Примерная
программа

Рабочая
программа

Новейшая история
Соревнование социальных систем
Современный мир
История России
Апогей и кризис советской системы. 1945–
1991 гг.
Российская Федерация в 1992–2012 гг.
Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи
модернизации

-

28
20
8
40
28
10
2
68

личностные
результаты
6.Ценности
научного
познания.
2.Духовнонравственное
воспитание.
3.Эстетическое
воспитание.

личностные
результаты
6.Ценности
научного
познания.
2.Духовнонравственное
воспитание.
3.Эстетическое
воспитание.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения
учителей истории и обществознания СОШ № 1
от 30 августа 2023 года № 1
__________ Марчукова О.И.
подпись руководителя МО Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________Ананьева М.Г.
подпись
Ф.И.О
_____ __________ 2023 года


Наверх

ПЛАН УВР на 2024-2025 учебный год

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
ПЛАН УВР ШКОЛЫ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».