Краснодарский край, город Абинск (территориальный, административный округ (город, район, поселок) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза В.Г. Миловатского муниципального образования Абинский район (полное наименование образовательного учреждения) УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 31.08.2023 года протокол № 1 Председатель педсовета ________________ Казова Е.Н. Директор МБОУ СОШ № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО» Курс «Обществознание: теория и практика» 10-11 класс Количество часов – 68 Срок реализации программы: 2 год Возраст обучающихся: 15-18 лет Составитель: Марчукова Ольга Игоревна Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с учетом методических рекомендаций, содержащихся в пособии для учителя «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2016г., в Примерных программах внеурочной деятельности основного образования под редакцией В.А. Горского, М.: Просвещение, 2018г. 1.Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко; под редакцией П. А. Баранова. – М.:АСТ: Астрель, 2019. Содержание курса Курс рассчитан для учащихся 10 – 11 классов и рассчитан на 68 часов: 10 класс – 34 часа, 11 класс – 34 часа. 10 класс 34 часа Введение 1 час Общая характеристика особенности КИМов по обществознанию, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ Модульный блок «Общество» 7 часов Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Понятие «общество» в узком и широком смысле. Функции общества. Общественные отношения. Общество – динамическая система. Сферы общественной жизни. Специфические черты общества. Общество и природа. Понятие «природа» в узком и широком смысле. «Вторая природа». Взаимодействие общества и природы. Противоречия общества и природы. Представления о взаимосвязи общества и природы. Общество и культура. Понятия «культура». Система взаимоотношений общества и культуры. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, и духовной сфер общества. Взаимосвязь сфер общественной жизни общества. Взаимовлияние сфер. Социальные институты. Социальный институт. Основные комплексы социальных институтов. Функции социальных институтов. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Общественное развитие. Реформа и ее виды. Революция и ее виды. Модернизация. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Западная и восточная цивилизации. Понятие общественного прогресса. Различные взгляды на направленность общественного развития. Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии. Стагнация. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобализация. Основные направления глобализации. Последствия процесса глобализации. Единство современного мира. Основные факторы единства современного человечества. Глобальные проблемы человечества. Термин «глобальные проблемы». Причины возникновения. Общие черты. Главные (приоритетные) глобальные проблемы. Основные направления разрешения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества. Контрольная работа по модульному блоку «Общество». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С. Модульный блок «Духовная жизнь общества» 9 часов Культура и духовная жизнь. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни. Понятие «культура». Материальная культура. Духовная культура. Основные функции культуры. Структура духовной жизни общества. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура. Типология культур. Основные формы: элитарная, народная, массовая. Разновидности культуры: субкультура, контркультура. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества. Средства массовой информации. СМИ и их роль в духовной жизни общества. Функции СМИ. Искусство, его формы, основные направления. Понятие «искусство». Теории происхождения искусства. Предмет искусства. Виды и жанры. Специфические черты искусства. Функции искусства. Наука. Понятие «наука». Виды наук. Модели развития научного знания. Функции современной науки. Социальная и личностная значимость образования. Образование. Цель образования. Функции образования. Система образования в России. Сеть образовательных учреждений. Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования. Общие тенденции в развитии образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Определение «религия». Происхождение религии. Религиозная вера. Культ. Атрибуты религиозного культа. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Национальногосударственные религии. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Основные функции религии. Мораль. Нравственная культура. Понятие «мораль». Развитие норм морали: табу, обычай, традиция, моральные правила. Происхождение морали. Понятие «нравственность». Мораль и право: общее и различия. Важнейшие функции морали в обществе. Нравственная культура личности. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности. Тенденции духовной жизни современной России. Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России. Контрольная работа по модульному блоку «Духовная жизнь общества». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С. Модульный блок «Человек. Познание» 8 часов Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека. Теории происхождения человека. Человек – биологическое существо. Основные отличия человека от животного. Человек – существо социальное. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Деятельность. Деятельность человека и активность животного. Основные компоненты деятельности. Виды действий. Игра как деятельность. Общение, структура общения. Функции общения. Учение. Труд. Основные классификации деятельности. Творческая деятельность. Мышление. Типы мышления. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Цель жизни. Смысл жизни. Проблема смысла жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Индивид. Индивидуальность. Личность. Структура личности. Социализация. Этапы социализации. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Внутренний (духовный) мир человека. Структура духовного мира человека. Мировоззрение, структура мировоззрения. Типы мировоззрения. Менталитет. Сознание, структура сознания. Самосознание. Бессознательное. Отличие сознательного от бессознательного. Самопознание. Свобода и ответственность личности. Самопознание. Самооценка. «Я»концепция. Поведение. Виды социального поведения. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Познание. Процесс познания. Агностицизм, скептицизм, оптимизм. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение. Истина и ее критерии. Относительность истины. Что есть истина? Относительная истина, абсолютная истина. Критерии истины. Функции практики в процессе познания. Виды человеческих знаний. Научное познание. Знание. Виды знания. Формы знания. Научное познание. Уровни научного познания. Структура теории. Методы научного познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, абстракция. Социальные науки, их классификация. Социальные науки. Классификация социальных наук. Важнейшие социальные науки. Социальное познание. Особенности социального познания. Социальный факт. Контрольная работа по модульному блоку «Человек. Познание». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С. Модульный блок «Политика» 9 часов Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти. Компоненты власти. Классификации (типологии) власти. Политическая власть и ее признаки и разновидности. Типы политической власти. Государственная власть. Теория разделения властей. Политическая система, ее структура и функции. Политическая система общества и ее структура. Структурные компоненты (подсистемы) политической системы общества. Функции политической системы. Основные теории происхождения государства. Государство. Признаки государства. Функции государства. Формы правления: монархия, республика. Формы государственно-территориального устройства: унитарное, федеративное, конфедерация. Политические режимы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Избирательные системы. Политическая партия и ее черты Виды политических партий. Партийная система, типы партийных систем. Политические движения. Виды политических движений. Основные этапы становления многопартийности в России. Политический режим. Типы политических режимов. Политический режим. Демократический , тоталитарный, авторитарный режимы. Политическая идеология. Политическая идеология. Основные этапы формирования идеологии. Уровни политической идеологии и функции. Типы политических идеологий. Политическая культура. Политическая культура. Компоненты политической культуры. Функции политической культуры. Гражданское общество. Основные подходы к определению сущности гражданского общества. Соотношение государства и гражданского общества. Предпосылки гражданского общества. Структура и функции гражданского общества. Правовое государство. Правовое государство. Признаки (принципы) правового государства. Предпосылки создания правового государства. Пути формирования правового государства. Человек в политической жизни. Политическое участие. Содержание политической жизни. Политический статус личности. Политическая роль личности. Типы политических ролей. Политический лидер. Особенности политического лидерства. Классификация типов политических лидеров. Политическое участие. Виды политического участия. Основные типы политической деятельности. Контрольная работа по модульному блоку «Политика». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С. 11 класс – 34 часа Модульный блок «Экономика» 11 часов Экономика: наука и хозяйство. Термин «экономика». Экономика – это хозяйство. Производство, распределение, обмен, потребление. Факторы производства. Экономика как наука. Функции экономической теории. Макроэкономика. Микроэкономика. Экономические системы. Экономическая система. Основные типы экономических систем: традиционная, централизованная, рыночная, смешанная. Многообразие рынков. Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения. Экономическое содержание собственности. Собственность. Право собственности. Экономическое содержание собственности. Виды собственности. Измерители экономической деятельности. Система национальных счетов. ВВП. ВНП. НД. Экономический цикл и экономический рост. Экономический цикл. Фазы экономического цикла. Причины циклического развития экономики. Виды кризисов. Экономический рост. Экономика и государство. Роль государства в экономике. Правовое регулирование. Денежно-кредитная политика. Инфляция и ее виды. Банковская система. Налоговобюджетная политика. Налоги, функции налогов. Государственный бюджет. Государственный долг. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Мировая экономика. Международное разделение труда (МРТ). Мировой рынок. Международная торговля. Типы экономической интеграции. Структура международной валютнофинансовой системы. Экономика потребителя. Экономика производителя. Потребитель. Цель потребителя. Рациональное поведение потребителя. Доход потребителя. Уровень жизни. Бизнес, предпринимательство. Виды предпринимательства .Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Функции предпринимательства. Рынок труда. Безработица. Рынок труда, рабочая сила. Особенности рынка труда. Характерные черты конкурентного труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Безработица. Причины безработицы. Основные виды безработицы. Последствия безработицы. Контрольная работа по модульному блоку «Экономика». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С. Модульный блок «Социальные отношения» 11 часов Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальная связь, виды. Типы социальных действий. Формы социального взаимодействия. Социальные группы, их классификация. Социальная общность. Признаки социальной общности и ее виды. Виды социальных групп. Социальная структура общества. Квазигруппа. Организация. Малая группа. Социальный статус. Социальная роль. Социальный статус. Статусный набор. Компоненты социального статуса. Престиж. Авторитет. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная дифференциация. Неравенство. Стратификация. Критерии стратификации. Исторические типы стратификационных систем. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальная норма: обычаи, традиции. Нормы морали, правовые нормы, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы. Девиантное поведение. Делинквентное поведение. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Семья. Функции семьи. Виды семьи. Брак, виды брака. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Молодежь как социальная группа. Молодежь. Особенности социального положения молодежи. Типы самодеятельности молодежи. Этнические общности. Межнациональные отношения. Этническая общность. Подходы (теории) понимания сущности этносов, их происхождения. Виды этнических общностей. Межнациональные отношения. Способы мирного сотрудничества. Основные тенденции развития наций. Межнациональный конфликт. Причины и типы межнациональных конфликтов. Виды национализма. Пути разрешения межнациональных проблем. Национальная политика в Российской Федерации. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конфликт и его участники. Причины, повод, противоречия конфликта. Виды противоречий. Социальный конфликт и виды. Функции социальных конфликтов. Социальные процессы в современной России. Социальные процессы в современной России. Стратификационная структура российского общества. Основные тенденции развития социальной структуры современного российского общества. Контрольная работа по модульному блоку «Социальные отношения». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С. Модульный блок «Право» 8 часов Право в системе социальных норм. Социальные нормы: типы, функции. Норма права, признаки нормы права. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Виды правовых норм. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия. Теории происхождения права, признаки и функции. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Система права институт права, подотрасль, отрасль права. Виды институтов права. Основные отрасли российского права. Источники права. Правовые акты. Источник (форма) права. Виды источников права: правовой обычай, судебный прецедент, правовая доктрина, нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор. Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов: закон, подзаконный акт. Правонарушения. Правоотношения, участники. Структура правоотношений. Правонарушение. Состав (структура) правонарушения. Виды правонарушений: преступление и проступок. Конституция РФ. Конституция. Этапы конституционного развития России. Особенности Конституции РФ: структура, содержание. Юридическая ответственность и ее виды. Юридическая ответственность, ее признаки. Принципы юридической ответственности. Основные виды юридической ответственности. Функции. Основные понятия и нормы административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права в Российской Федерации. Характеристика основных отраслей российского законодательства: основные источники, основные понятия и нормы. Международные документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека. Международный пакт о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах. Судебная защита. Правосудие. Система международной защиты прав человека. Правовая культура. Правовая культура: структура, уровни. Правосознание. Правотворчество. Законность. Правопорядок. Функции правовой культуры. Значение правовой культуры. Итоговый контроль Пробный ЕГЭ 3 часа. Проверка уровня подготовки учащихся к Единому государственному экзамену. Планируемые результаты Личностные результаты: Результаты освоения программы по внеурочной деятельности Личностные результаты: 1. Гражданское воспитание, патриотическое воспитание: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: ценностное отношение к своей малой родине, семейным традициям; государственной символике, родному языку, к России; элементарные представления о культурном достоянии малой Родины; первоначальный опыт постижения ценностей национальной культуры; первоначальный опыт участия в межкультурной коммуникации и умение представлять родную культуру; начальные представления о правах и обязанностях человека и гражданина. 2. Духовно-нравственное воспитание: Воспитание нравственных чувств и этического сознания: элементарные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, классе, школе, а также между носителями разных культур; первоначальные представления о гуманистическом мировоззрении: доброта, желание доставить радость людям; бережное, гуманное отношение ко всему живому; великодушие, сочувствие; товарищество и взаимопомощь; стремление делать правильный нравственный выбор: способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим; нравственноэтический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными этическими нормами; доброжелательное отношение к другим участникам учебной и игровой деятельности на основе этических норм. Воспитание уважения к культуре народов англоязычных стран: элементарные представления о культурном достоянии англоязычных стран; первоначальный опыт межкультурной коммуникации; уважение к иному мнению и культуре других народов. 3. Эстетическое воспитание: Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): элементарные представления об эстетических и художественных ценностях родной культуры и культуры англоязычных стран; первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, детского фольклора, памятников культуры; первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи; отношение к учёбе как творческой деятельности. 4. Трудовое воспитание: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду, учёбе и творчеству, трудолюбие; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; дисциплинированность, последовательность, настойчивость и самостоятельность; первоначальный опыт участия в учебной деятельности по овладению иностранным языком и осознание её значимости для личности учащегося; первоначальные навыки сотрудничества в процессе учебной и игровой деятельности со сверстниками и взрослыми; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; мотивация к самореализации в познавательной и учебной деятельности; любознательность и стремление расширять кругозор. 5. Экологическое воспитание: Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): ценностное отношение к природе; первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе. 6. Ценности научного познания: Расширяют общий кругозор, знакомясь с некоторыми знаменательными событиями российской и мировой истории, знаменитыми учеными и их открытиями; 7. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека; первоначальный личный опыт здоровье сберегающей деятельности. Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы: • лекции с последующим опросом; • лекции с обсуждением документов; • беседы; • практические занятия; • анализ альтернативных ситуаций; • работа в парах, группах, индивидуально; • выполнение работ по заданному алгоритму; • решение заданий первой и второй части Система оценивания и формы контроля: На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках данной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ. Предполагаемые результаты изучения курса: 1. учащиеся систематизируют и обобщат знания курса обществознания; 2. научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности; 3. успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию. Учебно-тематический план № п/п Наименование тем курса всего Практическая часов часть Форма контроля Личностные результаты 10 класс – 34 часа. 1 2 Введение Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Социальные институты Общество и природа. Общество и культура 1 Модульный блок «Общество» 7 часов 1 Решение 4.Трудовое практических воспитание. заданий 2.Духовночасти нравственное воспитание. 1 Решение практических заданий части Многовариантность 1 общественного развития. Типология обществ. Понятие 1 общественного прогресса. Решение практических заданий части 6 Процессы глобализации и становление единого человечества Глобальные проблемы человечества Решение практических заданий части 7-8 Контрольная 2 Решение работа по практических модульному блоку заданий «Общество» части Модульный блок «Духовная жизнь общества» 9 часов Культура и 1 Решение 2.Духовнодуховная жизнь практических нравственное заданий воспитание. части 3. Эстетическое воспитание. Формы и 1 Решение 2.Духовноразновидности практических нравственное культуры: заданий воспитание. 3 4 5 9 10 1 Решение практических заданий части 4.Трудовое воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание. 4.Трудовое воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание. 4.Трудовое воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание. 4.Трудовое воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание. 7.Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. 4.Трудовое воспитание. 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура Средства массовой информации части 3. Эстетическое воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание. 3. Эстетическое воспитание. Искусство, его 1 Решение 2.Духовноформы, основные практических нравственное направления. Наука заданий воспитание. части 3. Эстетическое воспитание. Социальная и 1 Решение 2.Духовноличностная практических нравственное значимость заданий воспитание. образования части 3. Эстетическое воспитание. Религия. Роль 1 Решение 2.Духовнорелигии в жизни практических нравственное общества. Мировые заданий воспитание. религии. части 3. Эстетическое воспитание. Мораль. 1 Решение 2.ДуховноНравственная практических нравственное культура заданий воспитание. части 3. Эстетическое воспитание. Тенденции 1 Решение 2.Духовнодуховной жизни практических нравственное современной заданий воспитание. России части 3. Эстетическое воспитание. Контрольная 1 Решение 2.Духовноработа по практических нравственное модульному блоку заданий воспитание «Духовная жизнь части 3. Эстетическое общества» воспитание. Модульный блок «Человек. Познание» 8 часов Человек как 1 Решение 7.Физическое результат практических воспитание, биологической и заданий формирование социальной части культуры здоровья и эволюции. Бытие эмоционального человека благополучия. Деятельность 1 Решение 7.Физическое человека, ее практических воспитание, основные формы. заданий формирование Мышление и части культуры здоровья и деятельность эмоционального благополучия. Индивид, индивидуальность, 1 Решение практических заданий части 1 Решение 7.Физическое практических воспитание, личность. Социализация индивида. 21 22 23 24 25 заданий части Самопознание. Свобода и ответственность личности Познание мира. Формы познания. 1 Истина и ее критерии. Относительность истины Виды человеческих знаний. Научное познание 1 Контрольная работа по модульному блоку «Человек. Познание» 1 26 Власть, ее происхождение и виды 27 Политическая система, ее структура и функции 28 Политические партии и движения. Становление многопартийности 1 1 формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. Решение 2.Духовнопрактических нравственное заданий воспитание части Решение 2.Духовнопрактических нравственное заданий воспитание части 6. Ценности научного познания. Решение 6. Ценности научного практических познания. заданий части Решение 6. Ценности научного практических познания. заданий части Решение 6. Ценности научного практических познания. заданий части Модульный блок «Политика» 9 часов 1 Решение 1. Гражданское практических воспитание, заданий патриотическое части воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание. 3.Эстетическое воспитание. 4.Трудовое воспитание. 6.Ценности научного познания. 7. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. 1 Решение 1. Гражданское практических воспитание, заданий патриотическое части воспитание. 2. 1 Решение 1. Гражданское практических воспитание, заданий патриотическое части воспитание. 29 30 в России Политический режим. Типы политических режимов Политическая идеология Политическая культура 31 32 Гражданское общество Правовое государство 33 Человек в политической жизни. Политическое участие 34 Контрольная работа по модульному блоку «Политика» 35 Экономика: наука и хозяйство 36-37 Экономические системы 38 Экономическое содержание собственности 39 Измерители экономической деятельности 40 Экономический цикл и экономический рост 1. Гражданское воспитание, патриотическое воспитание. 1 1. Гражданское воспитание, патриотическое воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание. 2 Решение 1. Гражданское практических воспитание, заданий патриотическое части воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание. 1 Решение 1. Гражданское практических воспитание, заданий патриотическое части воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание. 2 Решение 1. Гражданское практических воспитание, заданий патриотическое части воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание. 11 класс – 34 часа Модульный блок «Экономика» 11 часов 1 Решение 4.Трудовое практических воспитание. заданий части 2 Решение 4.Трудовое практических воспитание. заданий части 1 Решение 4.Трудовое практических воспитание. заданий части 1 Решение 4.Трудовое практических воспитание. заданий части 1 Решение 4.Трудовое практических воспитание. заданий части 1 Решение практических заданий части Решение практических заданий части 41 Экономика и государство 1 42 Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система Экономика потребителя. Экономика производителя. Рынок труда. Безработица 1 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 Решение практических заданий части 4.Трудовое воспитание. 1. Гражданское воспитание, патриотическое воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание. Решение 4.Трудовое практических воспитание. заданий части Решение 4.Трудовое практических воспитание. заданий части 1 Решение 4.Трудовое практических воспитание. заданий части Контрольная 1 Решение 4.Трудовое работа по практических воспитание. модульному блоку заданий «Экономика» части Модульный блок «Социальные отношения» 11 часов Социальное 1 Решение 2.Духовновзаимодействие и практических нравственное общественные заданий воспитание. отношения части Социальные 1 Решение 2.Духовногруппы, их практических нравственное классификация заданий воспитание. части Социальный статус. 1 Решение 2.ДуховноСоциальная роль практических нравственное заданий воспитание. части Неравенство и 1 Решение 2.Духовносоциальная практических нравственное стратификация. заданий воспитание. Социальная части мобильность Социальные нормы. 1 Решение 2.ДуховноОтклоняющееся практических нравственное поведение заданий воспитание. части Семья и брак как 1 Решение 2.Духовносоциальные практических нравственное институты заданий воспитание. части Молодежь как 1 Решение 2.Духовносоциальная группа практических нравственное 1 53 54 55 56 Этнические общности. Межнациональные отношения Социальный конфликт и пути его разрешения 1 1 Социальные 1 процессы в современной России Контрольная работа 1 по модульному блоку «Социальные отношения» заданий части Решение практических заданий части Решение практических заданий части Решение практических заданий части Решение практических заданий части Модульный блок «Право» 8 часов Решение практических заданий части 57 Право в системе социальных норм Источники права. Правовые акты 1 58 Система права: основные отрасли, институты, отношения 1 Решение практических заданий части 59 Правонарушения 1 Решение практических заданий части 60-61 Конституция РФ 2 Решение практических заданий части 62 Юридическая ответственность и ее виды 1 Решение практических заданий части 63-64 Основные понятия 1 Решение воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание. 1. Гражданское воспитание, патриотическое воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание. 1. Гражданское воспитание, патриотическое воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание. 1. Гражданское воспитание, патриотическое воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание. 1. Гражданское воспитание, патриотическое воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание. 1. Гражданское воспитание, патриотическое воспитание. 2.Духовно- и нормы административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права в Российской Федерации Международные 1 документы о правах человека Правовая культура 65 практических нравственное заданий воспитание. части 1. Гражданское воспитание, патриотическое воспитание. Решение практических заданий части 2.Духовнонравственное воспитание. 1. Гражданское воспитание, патриотическое воспитание. Итоговый контроль – 3 часа 66-68 Пробный ЕГЭ 3 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей истории и обществознания СОШ № 1 от 30 августа 2023 года № 1 __________ Марчукова О.И. подпись руководителя МО Ф.И.О. 4.Трудовое воспитание. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________Ананьева М.Г. подпись Ф.И.О _____ __________ 2023 года