РП старый ФГОС обществознание 5-9 классы

Краснодарский край, город Абинск
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза
В.Г. Миловатского
муниципального образования Абинский район
(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31.08.2023 года протокол № 1
Председатель педсовета
________________ Казова Е.Н.
Директор МБОУ СОШ № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Уровень образования основное общее образование (5 - 9 классы)
Количество часов 170
Учителя:
Марчукова Ольга Игоревна
Рубан Татьяна Павловна
Есипов Денис Евгеньевич
Саруханян Лусинэ Камоевна
Программа
составлена на основе Федерального Государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Р.Ф. от 17.12. 2010 г. № 1897,
примерной образовательной программы основного общего образования
Обществознание 5-9 классы для предметной линии учебников под редакцией
Боголюбова (одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) по
предмету Обществознание)

1.Содержание курса
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и
животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни
человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.
Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными
возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд,
учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни
человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и
деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы.
Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные
проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и
пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу
жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные
нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности.
Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее
основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль
морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и
зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека,
общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия.
Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного
общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в
России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система
образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная
итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии.
Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной
культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный
статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте.
Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные
ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и
пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между
нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского
государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его
существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика
государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства.
Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и
референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность
политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной
жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление.
Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их
разрешения.
Гражданин и государство

Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации –
основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской
Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство.
Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской
Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное
Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная
система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской
Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской
Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и
защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы
о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой
акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды
правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция
невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых
договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы
защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и
его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой
государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей,
оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений.
Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное
право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая
оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса
несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних.
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности
регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере
образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и
потребности, ограниченность ресурсов. Производство основа экономики. Распределение.
Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда
и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции.
Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм.
Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок
капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии.
Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические
цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции,
налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта,
электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного
банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые
услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в
реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан.
Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление
домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и
пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
Распределение содержания курса по классам.
Человек. Деятельность человека

5 класс: Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между
поколениями. Особенности подросткового возраста.. Познание человеком мира и
самого себя.
6класс: Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд,
учение. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой
группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство.
Межличностные конфликты и способы их разрешения. Способности и потребности
человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями
8 класс: Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий
человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность.
Общество
7 класс: Взаимосвязь общества и природы. Экологический кризис и пути его
разрешения.
8 класс: Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества.
Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы
обществ. Глобальные проблемы современности. Усиление взаимосвязей стран и народов.
Опасность международного терроризма. Современные средства связи и коммуникации, их
влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
5 класс: Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм.
7 класс: Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.
Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы.
8 класс: Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и
нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило
нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность.
Уважение социального многообразия. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании
и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость
здорового образа жизни. Социализация личности. Особенности социализации в
подростковом возрасте.
9 класс: Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные
признаки права. Право и мораль: общее и различия.
Сфера духовной культуры
5 класс: Образование, его значимость в условиях информационного общества..
Самообразование.
8 класс: Культура, ее многообразие и основные формы. Система образования в
Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая
аттестация. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в
современном обществе. Развитие науки в России. Религия как форма культуры. Мировые
религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент
духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
5 класс: Семья и семейные отношения. Основные роли членов семьи. Досуг семьи.
Семейные ценности и традиции. Функции семьи.. Этнос и нация. Россия –
многонациональное государство.
8 класс: Социальная структура общества. Социальные общности и группы.
Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в
подростковом возрасте. Социальная мобильность.. Социальные конфликты и пути их
разрешения. Социальная политика Российского государства.
Национальное самосознание. Отношения между нациями.

Политическая сфера жизни общества
9 класс: Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его
существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика
государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства.
Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и
референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность
политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной
жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление.
Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их
разрешения.
Гражданин и государство
5 класс: Наше государство – Российская Федерация. Государственные символы
России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. . 7 класс:
Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Правоохранительные
органы.
9 класс: Правоохранительные органы. Конституция Российской Федерации –
основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской
Федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации.
Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание
Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система
Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Взаимоотношения органов
государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод
человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и
правах ребенка.

Основы российского законодательства
7 класс: Понятие, виды и функции юридической ответственности
9 класс: Система российского законодательства. Источники права. Нормативный
правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды
правонарушений. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные
виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита
прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые
правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности
человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита
интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности
административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды
административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и
виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности
правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность
малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности
регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере
образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов.
Экономика
5 класс: Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Выбор
профессии.

7 класс: Понятие экономики. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность
ресурсов. Производство основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы
производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Торговля и ее
формы. Реклама. Деньги и их функции. Каким должен быть современный работник. Выбор
профессии. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи.
8 класс: Роль экономики в жизни общества. Собственность. Инфляция, ее
последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм.
Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок
капиталов. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в
экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет.
Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Налогообложение
граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная
карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного
банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые
услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в
реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Защита от финансовых
махинаций. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.

2.Таблица тематического распределения количества часов.
№

I

III
V
VI
VII
VIII

IX
X

XI

Разделы

Введение
Человек.
Деятельность
человека
Общество.
Социальные
нормы
Сфера духовной
культуры
Социальная сфера
жизни общества
Политическая
сфера жизни
общества
Гражданин и
государство
Основы
российского
законодательства
Экономика
Итоговое
повторение
Итого

Рабочая программа
Количество часов
5 кл. 6 кл.
7 кл
1
1
1
6
23
-

8 кл.
1
3

9 кл
1
-

2

9

6
3

3
5

1

4

-

-

4

-

9

-

-

4

-

-

-

-

-

10

3

-

6

-

4

-

-

2

-

17

8
1

1

15
1

13
1

1

34

34

34

34

34

Итого Личностные
результаты
1. Гражданское
воспитание,
патриотическое
531
воспитание.
2.Духовнонравственное
воспитание.
9
3.Эстетическое
20
воспитание.
4.Трудовое
8
воспитание.
6.Ценности
13
научного
познания.
10
7. Физическое
воспитание,
формирование
13
культуры
здоровья и
19
эмоционального
благополучия.
36
5

Планируемые результаты изучения учебного предмета,
личностные результаты:
1. Гражданское воспитание, патриотическое воспитание:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека: ценностное отношение к своей малой

родине, семейным традициям; государственной символике, родному языку, к
России; элементарные представления о культурном достоянии малой Родины;
первоначальный опыт постижения ценностей национальной культуры;
первоначальный опыт участия в межкультурной коммуникации и умение
представлять родную культуру;
начальные представления о правах и
обязанностях человека и гражданина.
2. Духовно-нравственное воспитание:
Воспитание нравственных чувств и этического сознания: элементарные
представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в
том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, классе, школе, а
также между носителями разных культур; первоначальные представления о
гуманистическом мировоззрении: доброта, желание доставить радость людям;
бережное, гуманное отношение ко всему живому; великодушие, сочувствие;
товарищество и взаимопомощь; стремление делать правильный нравственный
выбор: способность анализировать нравственную сторону своих поступков и
поступков других людей;
почтительное отношение к родителям,
уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и
младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными этическими нормами; доброжелательное отношение к другим
участникам учебной и игровой деятельности на основе этических норм.
Воспитание уважения к культуре народов англоязычных стран:
элементарные представления о культурном достоянии англоязычных стран;
первоначальный опыт межкультурной коммуникации; уважение к иному
мнению и культуре других народов.
3. Эстетическое воспитание:
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание): элементарные представления об эстетических и художественных
ценностях
родной
культуры
и
культуры
англоязычных стран;
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества,
детского фольклора, памятников культуры;
первоначальный опыт
самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования
потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и
семьи; отношение к учёбе как творческой деятельности.
4. Трудовое воспитание:
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни: ценностное отношение к труду, учёбе и творчеству, трудолюбие;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и
наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
дисциплинированность,
последовательность,
настойчивость
и
самостоятельность; первоначальный опыт участия в учебной деятельности по
овладению иностранным языком и осознание её значимости для личности
учащегося; первоначальные навыки сотрудничества в процессе учебной и
игровой деятельности со сверстниками и взрослыми; бережное отношение к
результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу,

учебникам, личным вещам; мотивация к самореализации в познавательной и
учебной деятельности; любознательность и стремление расширять кругозор.
5. Экологическое воспитание:
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание):
ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения
к природе.
6. Ценности научного познания:
Расширяют общий кругозор, знакомясь с некоторыми знаменательными
событиями российской и мировой истории, знаменитыми учеными и их
открытиями;
Личностные , метапрежметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
мотивированность и направленность выпускника на активное и созидательное участие в
общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей Родины;
наличие у выпускника ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей
ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного
единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на
убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании
необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за
судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
выпускник должен уметь сознательно организовывать свою познавательную деятельность
(от постановки цели до получения и оценки результата);
объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;
выпускник должен обрести способность анализировать реальные социальные ситуации,
выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых
основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
овладеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются результаты в сфере:
познавательной:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: философии,
социологии, экономики, юриспруденции, политологии, психологии и культурологии;
умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых
в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной:
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как
решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к
анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
трудовой
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных
требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих
трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать
в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления
Планируемые результаты по предмету
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:

• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для
характеристики его природы;
• характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности
подросткового возраста;
• в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и
основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы
потребностей человека;
• приводить примеры основных видов деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях,
связанных с деятельностью человека;
• оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
• оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах
показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов;
• моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия
группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
• демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль
природы в жизни человека;
• распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
• характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим;
оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и
процессы общественной жизни;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на
ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
• характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества,
раскрывать причины экологического кризиса;
• на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
• раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и
личность;
• конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных
сферах общественной жизни;
• выявлять
причинно-следственные
связи
общественных
явлений
и
характеризовать основные направления общественного развития;
• осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
• раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и
поведения человека;
• различать отдельные виды социальных норм;
• характеризовать основные нормы морали;
• критически осмысливать информацию морально-нравственного характера,
полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные

данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для
соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
• раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры
проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
• характеризовать специфику норм права;
• сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
• раскрывать сущность процесса социализации личности;
• объяснять причины отклоняющегося поведения;
• описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося
поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и человека;
• оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое
мнение о явлениях культуры;
• описывать явления духовной культуры;
• объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
• оценивать роль образования в современном обществе;
• различать уровни общего образования в России;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах
развития культуры из адаптированных источников различного типа;
• описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное
отношение к ним;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
• учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
• раскрывать роль религии в современном обществе;
• характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений
культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в
современных условиях;
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать
основные социальные общности и группы;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• характеризовать ведущие направления социальной политики Российского
государства;
• выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
• приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
• описывать основные социальные роли подростка;
• конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
• характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
• объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их
разрешения;
• характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в
обществе;
• раскрывать основные роли членов семьи;

• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно
выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций
историзма;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам
молодежи;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый
образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями
безопасности жизнедеятельности;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
семейных конфликтов;
• находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной
политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
• объяснять роль политики в жизни общества;
• различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их
примерами;
• давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
• различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные
признаки;
• раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
• называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных
примерах;
• характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать
обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть
органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
• объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
• раскрывать достижения российского народа;
• объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ;
• осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
• аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на
положение России в мире;
• использовать знания и умения для формирования способности уважать права
других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:

• характеризовать систему российского законодательства;
• раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
• характеризовать гражданские правоотношения;
• раскрывать смысл права на труд;
• объяснять роль трудового договора;
• разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
• характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
• характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
• конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
• характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
• раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и
интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера,
полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные
данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального
поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный
возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми
способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
• объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
• различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное
поведение субъектов экономической деятельности;
• раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
• характеризовать основные экономические системы, экономические явления и
процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об
экономических системах;
• характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать
действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
• объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать
структуру бюджета государства;
• называть и конкретизировать примерами виды налогов;
• характеризовать функции денег и их роль в экономике;
• раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
• анализировать информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические
данные, отражающие экономические явления и процессы;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся
отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и
личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической
деятельности;
оценивать
этические
нормы
трудовой
и
предпринимательской деятельности;
• раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

• характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
• использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности;
• обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики;
• анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся
практики и модели поведения потребителя;
• решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• грамотно применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения
учителей истории и обществознания СОШ № 1
от 30 августа 2023 года № 1
__________ Марчукова О.И.
подпись руководителя МО Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________Ананьева М.Г.
подпись
Ф.И.О
_____ __________ 2023 года


Наверх

ПЛАН УВР на 2024-2025 учебный год

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
ПЛАН УВР ШКОЛЫ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».