Аннотация по кубановеденью 1-4 класс В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися: - воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, традиций народов Кубани, значимых исторических событий; - воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний: - о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах; - об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях; - о природных, климатических условиях Краснодарского края; - об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми - учителями, родителями - как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, а также взаимодействие с членами семьи, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов предусматривает: - получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами; - формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: - на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка; - на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района; - на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно, путём наращивания объёма изучаемой информации за счёт повышения уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала. В ходе организации проектной исследовательской деятельности предполагается ориентация на достижение личностных и метапредметных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Гражданско-патриотическое воспитание: становление ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. 2. Духовно-нравственное воспитание: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. 3. Эстетическое воспитание: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. 4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью. 5. Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям. 6. Экологическое воспитание: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. 7. Формирование представлений о ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности; - овладение различными видами поисковой деятельности; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района); - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; - осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - аргументация своей точки зрения и оценка событий; - формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре; -освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани ( наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве)/ К концу 1 класса учащиеся должны: учащиеся должны знать/понимать • своё полное имя, имена и отчества своих родных, домашний адрес; • адрес школы, основные помещения школы, их предназначение и месторасположение; • традиции своей школы; • улицы, расположенные вблизи школы и дома, безопасный путь из дома в школу и обратно; • основные учреждения культуры, образования, бытового обслуживания своего населённого пункта; • основные достопримечательности родного населённого пункта; • профессии жителей своего города (села, станицы и др.); • основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение); учащиеся должны уметь • выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни; • составлять рассказ-описание по картине, по увиденному; • находить географические объекты на карте-схеме; • реализовывать коллективный исследовательский или творческий проект. К концу 2 класса учащиеся должны: учащиеся должны знать/понимать • особенности времён года, характерные для своей местности; • особенности рельефа своей местности; • названия водоёмов, крупных населённых пунктов своей местности; • названия и отличительные признаки некоторых растений и животных своей местности, правила защитников природы; • значение Красной книги Краснодарского края; • особенности труда и быта земляков; • родственные связи в семье, уклад семьи; • герб, флаг, гимн Краснодарского края; • кубанские песни, пословицы и поговорки; • основные правила поведения в общественных местах, в школе, на дорогах, у водоёмов, в парке, в лесу; • имена выдающихся людей своего района; учащиеся должны уметь • показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт; • рассказывать о достопримечательностях своего населённого пункта; • различать растения своей местности (травы, деревья, кустарники; лекарственные и ядовитые растения); • выполнять правила поведения во время исполнения гимна и поднятия флага, а также у водоёмов, в лесу, в горах. Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для • поиска и обработки дополнительной информации о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани, и т. д.; • планирования и реализации индивидуального проекта. К концу 3 класса учащиеся должны: учащиеся должны знать/понимать • связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани; • природные явления, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры населения Краснодарского края; • формы земной поверхности края; • водоёмы края; • названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных; • историю возникновения своего населённого пункта, его названия; • герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района; • фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта, науки; учащиеся должны уметь • устанавливать связь между разнообразием растительного и животного мира и природными условиями местности; • различать особо охраняемые растения и редких животных; • ориентироваться по физической карте Краснодарского края. Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей; • выполнения правил поведения во время стихийных бедствий; • соблюдения правил сбора грибов в своей местности; • правильного поведения у водоёмов в разное время года; • бережного отношения к растениям и животным. К концу 4 класса учащиеся должны: учащиеся должны знать/понимать • природные зоны Краснодарского края; • различные виды карт Краснодарского края (физическая, административная, историческая) и их отличительные особенности; • природные богатства родного края и их использование человеком; • символику Краснодарского края; • органы местного самоуправления; • даты важнейших событий в истории края, города (станицы, аула и др.); • особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края; • достопримечательности края; • наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Краснодарского края; • особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края; • важнейшие экологические проблемы Краснодарского края; • заповедники и заказники на территории края; • фамилии и имена выдающихся деятелей Кубани; учащиеся должны уметь • определять местоположение Краснодарского края на карте России; • определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных); • правильно называть памятники культуры и истории края; • исполнять гимн Краснодарского края. Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для • правильного поведения во время исполнения гимна России и гимна Краснодарского края; • соблюдения изученных правил безопасного поведения; • исполнения народных песен; • выполнения исследовательских и творческих проектов.