Краснодарский край, город Абинск (территориальный, административный округ (город, район, поселок) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза В.Г. Миловатского муниципального образования Абинский район (полное наименование образовательного учреждения) УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 31.08.2023 года протокол № 1 Председатель педсовета ________________ Казова Е.Н. Директор МБОУ СОШ № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРАВУ Уровень образования: (начальное, основное, среднее) общее образование 10-11 класс Количество часов: всего _140___ часа; в неделю __2__ часа Учитель: Марчукова Ольга Игоревна Программа разработана в соответствии и на основе: примерной основной образовательной программы среднего общего образования, внесённой в реестр образовательных программ (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 года № 2/16-з) Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате изучения учебного предмета «Право» на уровне среднего общего образования: Выпускник на углубленном уровне научится: -выделять содержание различных теорий происхождения государства; -сравнивать различные формы государства; -приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в общей структуре; основные -соотносить черты гражданского общества и правового государства; -применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права, необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для эффективной реализации своих прав и законных интересов; -оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента культуры общества; -сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей); -проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние; -характеризовать особенности системы российского права; -различать формы реализации права; -выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры; -оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации; -различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, -юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав; -выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства; -целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации; -сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу; -оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации; -характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их единстве и системном взаимодействии; -характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение; -дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации; -характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правительства Российской Федерации; -характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской Федерации; -характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной инициативы; -выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации; -характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ конституционного строя Российской Федерации; -определять место международного права в отраслевой системе права; -характеризовать субъектов международного права; -различать способы мирного разрешения споров; -оценивать социальную значимость соблюдения прав человека; -сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в области международной защиты прав человека; -дифференцировать участников вооруженных конфликтов; -различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей; называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий; -выделять структурные элементы системы российского законодательства; -анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и правоотношения в сфере гражданского права; -проводить сравнительный предпринимательской анализ деятельности, организационно-правовых выявлять их форм преимущества и недостатки; -целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора; -различать формы наследования; -различать виды и формы сделок в Российской Федерации; -выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности; -анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия регистрации и расторжения брака; -различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; -выделять права и обязанности членов семьи; -характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права, определять правовой статус участников трудовых правоотношений; -проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров; -различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами; -дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них; -проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности; иллюстрировать примерами привлечения уголовной административной к и порядок и условия ответственности несовершеннолетних; -целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации; -в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской Федерации; выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений; -соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение; -применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на жилище; -дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса; сравнительный -проводить анализ конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами; -давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права правоотношений; -применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов; -выявлять особенности и специфику различных юридических профессий. Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права; дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти; сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права; оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе; понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому нигилизму; классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по порядку принятия и изменения; толковать государственно-правовые явления и процессы; проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых систем других государств; различать принципы и виды правотворчества; описывать этапы становления парламентаризма в России; сравнивать различные виды избирательных систем; анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в современных международных отношениях; анализировать институт международно-правового признания; выявлять особенности международно-правовой ответственности; выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств в рамках международного гуманитарного права; оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в условиях военного времени; формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды страхования; различать опеку и попечительство; находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в процессе трудовой деятельности; определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации; характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой отчетности; определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса. Содержание учебного предмета Углубленный уровень Теория государства и права Теории происхождения государства и права. Признаки государства. Теории сущности государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы государств. Форма правления: монархия и республика. Формы государственного устройства: унитарные и федеративные государства. Конфедерация. Политический режим: демократический, антидемократический. Государственный механизм: структура и принципы. Гражданское общество. Правовое государство. Право в объективном и субъективном смысле. Признаки права. Функции права. Система права. Предмет правового регулирования. Метод правового регулирования. Источники права. Правовые системы (семьи). Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов. Действие нормативно-правовых актов. Социальные нормы. Структура и классификация правовых норм. Система российского права. Юридическая техника. Формы реализации права. Виды и способы толкования права. Субъекты и объекты правоотношения. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Юридические факты. Гарантии законности и правопорядка. Правосознание. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание. Понятие коррупции и коррупционных правонарушений. Опасность коррупции для гражданина, общества и государства. Антикоррупционные меры, принимаемые на государственном уровне. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Презумпция невиновности. Конституционное право Конституционное право. Виды конституций. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Форма государственного устройства Российской Федерации. Источники конституционного права Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения гражданства. Права и свободы гражданина Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека. Конституционные обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба. Система органов государственной власти Российской Федерации. Президент Российской Федерации: правовой статус, функции и полномочия. Виды парламентов. структура, Федеральное полномочия Федерации: порядок и Собрание функции. формирования, Российской Федерации: Правительство области Российской деятельности, структура. Структура судебной системы Российской Федерации. Демократические принципы судопроизводства. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Система и функции правоохранительных органов Российской Федерации. Принципы и виды правотворчества. Законодательный процесс: субъекты законодательной инициативы, стадии законодательного процесса в Российской Федерации. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Виды и особенности избирательных систем. Стадии избирательного процесса. Выборы. Референдум. Система органов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления. Сферы деятельности органов местного самоуправления. Международное право Основные принципы и источники международного права. Субъекты международного права. Международно-правовое признание. Мирное разрешение международных споров. Источники и основания международноправовой ответственности. Права человека: сущность, структура, история. Классификация прав человека. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка. Нарушения прав человека. Международные договоры о защите прав человека. Международная система защиты прав человека в рамках Организации Объединенных Наций. Региональная система защиты прав человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Источники и принципы международного гуманитарного права. Международный Комитет Красного Креста. Участники вооруженных конфликтов: комбатанты и некомбатанты. Защита жертв войны. Защита гражданских объектов и культурных ценностей. Запрещенные средства и методы ведения военных действий. Основные отрасли российского права Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Виды гражданско-правовых отношений. Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица. Признаки и виды юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Право собственности. Виды правомочий собственника. Формы собственности. Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия недействительности сделок. Реституция. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Наследование. Завещание. Страхование и его виды. Формы защиты гражданских прав. Гражданскоправовая ответственность. Защита прав потребителей. Непреодолимая сила. Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права, патентное право, ноу-хау. Предмет, метод, источники и принципы семейного права. Семья и брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор. Условия вступления в брак. Порядок регистрации и расторжения брака. Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских прав. Ответственность родителей по воспитанию детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Опека и попечительство. Приемная семья. Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель. Права и обязанности работника. Порядок приема на работу. Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения. Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха. Заработная плата. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые споры. Дисциплинарная ответственности. Источники и субъекты административного права. Метод административного регулирования. Признаки и виды административного правонарушения. Административная ответственность и административные наказания. Принципы и источники уголовного права. Действие уголовного закона. Признаки, виды и состав преступления. Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном несовершеннолетних. праве. Финансовое Уголовная право. ответственность Правовое регулирование банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и обязанности вкладчиков. Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит. Ответственность за Виды налогов. уклонение от Налоговые уплаты правонарушения. налогов. Жилищные правоотношения. Образовательное право. Права и обязанности участников образовательного процесса. Основы российского судопроизводства Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и принципы гражданского процессуального права. Стадии гражданского процесса. Арбитражное процессуальное право. Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности процессуальных действий с участием несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд производства по присяжных делам об заседателей. Особенности административных судебного правонарушениях. Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной деятельности юриста. Результаты освоения программы по праву Личностные результаты: 1. Гражданское воспитание, патриотическое воспитание: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: ценностное отношение к своей малой родине, семейным традициям; государственной символике, родному языку, к России; элементарные представления о культурном достоянии малой Родины; первоначальный опыт постижения ценностей национальной культуры; первоначальный опыт участия в межкультурной коммуникации и умение представлять родную культуру; начальные представления о правах и обязанностях человека и гражданина. 2. Духовно-нравственное воспитание: Воспитание нравственных чувств и этического сознания: элементарные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, классе, школе, а также между носителями разных культур; первоначальные представления о гуманистическом мировоззрении: доброта, желание доставить радость людям; бережное, гуманное отношение ко всему живому; великодушие, сочувствие; товарищество и взаимопомощь; делать правильный нравственный выбор: способность стремление анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными этическими нормами; доброжелательное отношение к другим участникам учебной и игровой деятельности на основе этических норм. Воспитание уважения к культуре народов англоязычных стран: элементарные представления о культурном достоянии англоязычных стран; первоначальный опыт межкультурной коммуникации; уважение к иному мнению и культуре других народов. 3. Эстетическое воспитание: Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об воспитание): эстетических элементарные идеалах и ценностях представления об (эстетическое эстетических и художественных ценностях родной культуры и культуры англоязычных стран; первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, детского фольклора, памятников культуры; опыт самореализации в различных видах первоначальный творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи; отношение к учёбе как творческой деятельности. 4. Трудовое воспитание: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду, учёбе и творчеству, трудолюбие; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; дисциплинированность, последовательность, настойчивость и самостоятельность; первоначальный опыт участия в учебной деятельности по овладению иностранным языком и осознание её значимости для личности учащегося; первоначальные навыки сотрудничества в процессе учебной и игровой деятельности со сверстниками и взрослыми; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; мотивация к самореализации в познавательной и учебной деятельности; любознательность и стремление расширять кругозор. 5. Экологическое воспитание: Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое первоначальный воспитание): опыт ценностное эстетического, отношение к природе; эмоционально-нравственного отношения к природе. 6. Ценности научного познания: Расширяют общий кругозор, знакомясь с некоторыми знаменательными событиями российской и мировой истории, знаменитыми учеными и их открытиями; 7. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека; первоначальный личный опыт здоровье сберегающей деятельности. Тематическое планирование 10 класс 70 часов Раздел Теория государства и права Ко л час . 30 Темы Кол . час Основные учебные действия на уровне УУД Личностные результаты Государство 9 Право: признаки, функции 8 Предметные: -форсированность представлений о роли и значении права как социального регулятора и элемента культуры общества; 1. Гражданское воспитание, патриотическое воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание. 3.Эстетическое воспитание. 4.Трудовое воспитание. 6.Ценности научного познания. 7. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоциональног о благополучия. Формирование основ гражданской идентичности личности; формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметнообразующей деятельности человека; развитие «Яконцепции» и самооценки Система российского права 4 Правовая культура 2 Юридическая ответственность 7 -владение знаниями об основных правовых принципах демократического общества; сформированност ь представлений о системе и структуре права, правоотношениях, правонарушениях и юридической ответственности; -владение знаниями о российской правовой системе и механизмах ее развития; -владение знаниями об основах административно го, гражданского, уголовного, трудового права; Конституционн ое право Международное 21 19 Конституционное право Гражданин РФ 4 Система органов государственной власти РФ. 4 Судебная система РФ. 3 Законодательный процесс.Избирате ль ное право 6 Принципы 3 4 личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения сформированност социального ь представлений о признания; конституционном, формирование границ арбитражном, собственного уголовном, знания и гражданском «незнания»; видах судопроизводства, знание основных правилах моральных применения права, разрешения норм; ориентация на конфликтных выполнение ситуаций моральных правовыми норм; способами; способность к решению моральных сформированност проблем на ь правового основе мышления и децентрализаци способности и; оценка своих различать поступков. соответствующие виды 1. Гражданское правоотношений, воспитание, правонарушений, патриотическое юридической воспитание. ответственности, 2.Духовносанкций, способов нравственное восстановления воспитание. нарушенных прав; 3.Эстетическое воспитание. -владение 4.Трудовое знаниями об воспитание. общих принципах 6.Ценности и нормах, научного регулирующих познания. государственное устройство РФ, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в РФ, механизмы реализации и 1. Гражданское право защиты прав юридических лиц; международного права Права человека 7 Международное гуманитарное право 3 Обобщающее повторение 2 Проектная деятельность 4 ИТОГО 70 час. -понимание юридической деятельности как формы реализации права, осознание специфики основных юридических профессий; сформированност ь умения применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству, выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретной правовой ситуации с использованием нормативных актов; -владение навыками самостоятельного поиска правовой информации и умение использовать ее результаты. Личностные -формирование способности принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; -формирование воспитание, патриотическое воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание. 3.Эстетическое воспитание. 4.Трудовое воспитание. 6.Ценности научного познания. основ правовой , гражданской, социальной самоидентефикац ии личности ученика; -усвоение базовых правовых ценностей современного российского права, гуманистических и демократических ценностей, взаимопонимания между людьми разных слоев общества; - готовность учеников противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям Основные отрасли российского права 11класс 68 часов 56 Гражданское право 19 Семейное право 5 Метапредметные: -формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им; -сопоставлять имеющиеся возможности для достижения поставленной цели; 1. Гражданское воспитание, патриотическое воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание. 3.Эстетическое воспитание. 4.Трудовое воспитание. Трудовое право 8 Административное 3 право Основы российского судопроизводства 12 Уголовное право 5 Налоговое право 8 Финансовое право 2 Жилищные правоотношения 1 Образовательное право 2 Обобщающее повторение 2 Конституционное судопроизводст-во 1 Гражданское процессуальное право 2 -формирование ключевых навыков решения проблем правового характера, работы с информацией, ее поиска, анализа и обработки, коммуникации сотрудничества; -мотивация к самостоятельному изучению правовых дисциплин, развитие интереса к их проблематике; Универсальные: -усовершенствование умения передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой и в письменной форме гипермедиа; -формирование умения устанавливать причинноследственные связи; -приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого; -способности анализировать с опорой на полученные правовые знания конкретные жизненные ситуации, выбирать и реализовывать способы правомерного поведения, адекватные этим ситуациям; Коммуникативные: -осуществлять деловую коммуникацию как со 6.Ценности научного познания. Арбитражное процессуальное право 1 Уголовное судопроизводст-во 5 Административное 1 судебное производство Юридические профессии 1 Обобщающее повторение 2 ИТОГО: 68 ЧАСОВ сверстниками так и со взрослыми внутри образовательной организации и вне ее; -формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; -воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития; -признании прав каждой отдельной личности на обладание этими правами, признание факта равноценности всех людей и неприкосновенности их достоинств и прав СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей истории и обществознания СОШ № 1 от 30 августа 2023 года № 1 __________ Марчукова О.И. подпись руководителя МО Ф.И.О. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________Ананьева М.Г. подпись Ф.И.О _____ __________ 2023 года